Основные стилеобразующие черты устных жанров официально-делового стиля

1. Обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий.

2. Предметно-целевое содержание коммуникации.

3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия:

· учёт должностных ролей, прав и функциональных обязанностей;

· соблюдение субординации и правил делового этикета (даже если участники официально-делового общения находятся в родственных или дружеских отношениях).

4. Коммуникативный контроль участников делового общения: контроль над выполнением заданий и обязанностей, соблюдение всеми сторонами «правил игры» и т. п. Коммуникативный контроль является обязательным атрибутом официально-делового общения. НО!!! Недопустима критика, касающаяся личности участника официально-делового общения (особенностей его характера, умственных способностей и т. д.).

5. Формальные ограничения:

1. Правовые, социальные нормы: действие по инструкции, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям организации.

2. Ситуативные ограничения:

· учёт ситуации общения, её влияния на поведение коммуникантов, например, беседа, совещание, презентация, защита диплома и т. д.;

· следование жёсткому регламенту;

· создание коммуникативного пространства, соответствующего ситуации.

6. Эмоциональные ограничения: независимо от эмоциональной напряжённости проявлять стрессоустойчивость – умение управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру.

7. Насильственное ограничение контакта. Допустимо прерывание контакта любым участником официально-делового общения в следующих случаях:

· когда содержание информации перестаёт носить предметный характер, например: стандартная для вуза ситуация;

· когда исчерпано время, отведённое регламентом;

· когда реакции партнёра неадекватны, например: не управляет своими эмоциями, оскорбляет вас и т. д.

8. Одновременное выполнение человеком разных официально-деловых ролей, например, вы можете быть одновременно и начальником, и подчинённым и равноправным партнёром по отношению к разным участникам официально-делового общения.

 

Письменные жанры официально-делового стиля:

Языковые особенности официально-делового стиля находят своё отражение в документах различных жанров.

Документ – это текст, управляющий действиями людей и обладающий юридической значимостью.

Отсюда повышенное требование точности, не допускающей инотолкования, предъявляемое к тексту документов.

Соответствовать этому требованию может только письменная речь, подготовленная и отредактированная. В устной речи достичь такой степени точности практически невозможно ввиду ее неподготовленности, спонтанности, вариативности.

Общие требования, предъявляемые к деловому документу:

  • краткость и точность изложения информации, исключение двоякого толкования;
  • объективность и достоверность информации;
  • составление, по возможности, простых, т. е. содержащих один вопрос, документов для облегчения и ускорения работы с ними;
  • структурирование текста документа, деление его на такие смысловые части, как введение, доказательство, заключение;
  • широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций. Особое внимание следует уделить языку и стилю служебных документов, т. к. при составлении текстов документов используется деловой стиль со специфическими признаками:
  • нейтральный (без эмоциональной окраски) тон изложения;
  • объективность изложения (исключение образных слов и выражений, использование уточнений и дополнений и т. д.);
  • краткость текста, исключение повторов, излишних подробностей и т. д.

Реквизиты – это обязательный информационный элемент документа, строго закрепленный за определенным местом на бланке, листе. Число реквизитов бывает различным и зависит от вида и содержания документов.

 

Основные жанры официально-делового стиля:

1. Заявление.

2. Объяснительная записка.

3. Расписка.

4. Доверенность.

5. Автобиография.

6. Резюме.

ЗАЯВЛЕНИЕ – это письменная просьба о чем-либо, адресованная организации или должностному лицу
Композиция заявления (отступ по левому полю – 2–2,5 см.) Наименование адресата Данные о заявителе: должность, ФИО (полностью) в родительном падеже, БЕЗ предлогов   наименование документа (с МАЛЕНЬКОЙ буквы)   Изложение просьбы, ее причина (если нужно), перечень прилагаемых документов (если нужно) Число Подпись   Напишите заявление

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА – это письменное официальное объяснение какого-либо факта, события
Композиция объяснительной записки (отступ по левому полю – 2–2,5 см.) Наименование адресата   наименование документа (с МАЛЕНЬКОЙ буквы) Дата Тема Изложение просьбы, ее причина (если нужно), перечень прилагаемых документов (если нужно)   ФИО (полностью) автора Подпись   Напишите объяснительную

 

РАСПИСКА – это официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценностей)
Композиция расписки   Наименование документа   Форма личного местоимения «Я» ФИО(полностью) лица, дающего расписку (помните о запятых!) Наименование учреждения (или лица), от которого получено что-либо. Наименование и количество полученного с указанием суммы, которая указывается цифрами, а в скобках прописью). Подпись Дата Напишите расписку

 

ДОВЕРЕННОСТЬ – это официальный документ, удостоверяющий право какого-либо лица действовать от имени другого лица (организации), выдающего доверенность
Композиция доверенности Наименование документа (№ и дата, если доверенность выдана организацией) ФИО(полностью), должность (указывается, если доверитель – юридическое лицо) или паспортные данные (указывается, если доверитель – физическое лицо) доверителя. ФИО (полностью), паспортные данные доверенного лица (указываются в обоих случаях). Содержание доверенности (что конкретно доверяется) Сумма пишется цифрами и в скобках прописью. Подпись доверителя. Дата выдачи доверенности.   Напишите доверенность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: