Правовая система общества: понятие и структура

Правовая карта современного мира насчитывает более 200 национальных правовых систем, которые существенно отличаются друг от друга. К изучению национальных правовых систем путём их сравнения занимается сравнительное правоведение или компаративистика. Для сопоставления процессов происхождения права, его культурной, соц экономической и политической обусловленности используются ряд понятий:

Правовая система. Существует понимание правовой системы в узком и широком смысле. В узком смысле правовая система это национальное право конкретного государства. В широком смысле это совокупность всех правовых явления существующих в данном обществе в конкретным момент, включая нормы права, отрасли права, законодательство, доктрину, традиции, правовую культуру, правовое сознание, правопорядок. Именно в широком смысле данный термин используют большинство автором. Таким образом, понятие правовая система отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных, политических и иных факторов.

Три определяющих правовых явления: право, юридическая практика, правовая идеология в своей совокупности образуют правовую систему конкретного государства.

1. Право - это ядро правовой системы конкретного государства.

2.Юридическая практика включает в себя деятельность правотворческих и правоохранительных органов.

3.Правовая идеология- правовые знания, представления, понятия, убеждения и идеи о необходимости установления соответствующих норм права, о содержании права, о правовой характеристике поведения людей.

Особенности правовых систем различных стран зависят от содержания и соотношения, названных выше элементов правовой системы, например, правовых системах англосаксонского права первое место в силу особых исторических особенностей этих стран, занимает прецедент; в странах континентальной Европы право выражено в законодательстве; с господствующей мусульманской религией, первое место занимает религиозная правовая идеология. Поэтому понятие правовой системы позволяет широко и полно осветить особенности той или иной страны, в связи с деятельностью юридических органов, отсюда обрисовать специфику права.

30. Англо-саксонская правовая семья исторически берет своё начало в системе общего права Англии. Её создание началось после завоевание Англией норманнами в 1666, до этого момента право общего для всей Англии не существовало. Распространены судебные прецеденты, нормы, созданные в процессе деятельности королевских судов при решении конкретных дел и распространяемые на всех подменных короля при решении аналогичных дел.

Впоследствии страны, политически связанные с Англией заимствуют правовую систему права, в настоящее время это 42 страны: (члены Британского содружества, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие)

 

Английское право формировалось самостоятельно, автономно, без влияния Римского права и в процессе длительной эволюции это право приспосабливается к потребностям в обществе, опираясь на рационализм (право там, где его защита).

Противовес местных обычай, которые были до права, после завоевания, появилось право общее для всей страны. Общее право называлось прецедентным, потому что было создано исключительно королевскими судами. Король осуществлял только высший суд и вмешивался в споры только в искл-Х случаях. Королевские суды рассматривали все дела, которые попадали по юрисдикцию короля. Сложилось совокупность судебных решений, которыми должны руководствоваться все.

До 1875 г частные лица не имели права обращаться в королевские судна. Они должны были просить о предоставлении им такой привилегии. С 13 века обращение проходило через лорда канцлера, он все более становился самостоятельным судьёй, единолично решавшим дела от имени короля с учётом справедливости по данному случаю. Наряду с общим правом сложилось право справедливости. Реформа 1873-75 годов объединило общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права.

В 19 веке заметно возрастает роль законодательного права, которое создавал парламент. Однако законодатель лишь открыл судам новые возможности в разрешении конкретных дел, но сам не создал нового права.

В системе источников английского права главенство у судебного прецедента, решение высших судов по конкретному делу, которое рассматривается как образец. Это объясняется прагматическим характером доктрины права, смысл -средства судебной защиты важнее права.

В соответствии с этим ни одно разбирательство споров не может не подлежать контролю суда, который не ограничен ничем, кроме права.

Высшие суды(палата лордов, апелляционный суд, высокий суд) норма права вносит абстрактный характер, потому что она направлена не столько на создание общего правила, сколько на разрешение конкретного спора.

 

31. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем: 1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон); 2) существует единая иерархическая система источников права; 3) признается деление на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) законодательство носит кодифицированный характер; 5) существует общий понятийный фонд, т. е. сходство основных понятий и категорий, в частности, норма права понимается как правило поведения, исходящее от государства; 6) относительно единая система правовых принципов; 7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный.

Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным: следование решению кассационной инстанции необязательно для других судов, хотя и может 212 восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел. Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений. Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов. Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию. Романо-германская правовая семья получила распространение в Латинской Америке, значительной части Африки, в странах Ближнего Востока, в Японии.

 

32. Семья религиозно – традиционного права. Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов:

1) признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

2) отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат Правовому регулированию. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Мусульманское право имеет четыре источника:

1) Коран - священная книга ислама;

2) сунну, или традиции, связанную с посланцем Бога;

3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

4) кийас, или суждение по аналогии.

В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

 

Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последов­телей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи.

В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права».

Есть свои особенности у систем китайского и японского права. Они также получили освещение в книге Р. Давида. Здесь же ос­тается подчеркнуть, что все традиционные системы испытывают воздействие правовых систем Запада, хотя и сохраняют национальное своеобразие.

 

33.Преемственность в праве. Рецепция права.

На развитие и особенности любой правовой системы заметное влияние оказывает преемственность в праве. Процессы преемственности в праве связаны с закономерностями становления национальных правовых систем с общим историческим движением права как социального феномена, то есть с её правовым прогрессом, ростом правовой культуры и тд.

 

Вопросами преемственности в праве посвящены 2 работы: работа болгарского правоведа НиноНеновски и Российского учёного Швекова, то есть эта проблема недостаточно разработана юридической наукой.

Неновски полагал, что преемственность в праве означает связь между разными этапами в развитии права как социального явления и что суть этой связи состоит в сохранении определённых элементов или сторон права(его сущности, содержании, форме, функциях) при соответствующих изменениях. Таким образом преемственность в праве - это заимствование права того или иного государства в положении прошлых лет либо современных ему правовых систем.

 

Элементы сходства можно установить анализируя правовые системы:

1)наличие сходных отраслей и институтов, их устойчивость.

2)сходство некоторых правовых норм в области обязательственного права(купли-продажи, займа, аренды, подряда.)

3)сходство ряда правовых норм, регулирующих отношения между родителями и детьми.

4)наличие во всех правовых системах норм, предусматривающих наказание за такие преступления как убийство, кража, мошенничества, кража, вымогательство.

5)наличие во всех правовых системах норм, учитывающих некоторые биологические законы и факторы(наследственность, кровосмешение), биологические особенности полов, особенности возраста и здоровья субъектов(несовершеннолетние, не/дееспособные, не/вменяемые),

6)сходство и преемственность в некоторых принципах и институтов судебного права (права на защиту, гласность, состязательность процесса, время доказывания, презумпция невиновности),

7)использование в правовых системах институтов собственности (владение, пользование, распоряжение).

8)Право преемственность - это разновидность рецепции права.

По мнению Швекова преемственность всегда исторична, поскольку связана с восприятием правовых элементов прошлого, тогда, как рецепция может проявляется при использовании однотипных синхронно действующих правовых норм и институтов.

 

Слово рецепция – (принятие), а приниматься могут во-первых, прошлый правовой опыт (правопреемство); во-вторых, элементы современных правовых систем.

Немецкий правовед ВиеАкер полагает, что термин рецепция более правильно употреблять для обозначения восприятия каким-либо правовым порядком современных ему юридических систем.

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в корне принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе опасность механического заимствования чуждых исторических, социальных, религиозных и иных правовых ценностей.

 

В случае рецепции права в форме право преемственности такие ценности испытываются временем, проходят через фильтр общечеловеческой культуры.

Самым известным примером последней формы рецепции является рецепция Римского частного права, которое было воспринято в средние века в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений. Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией свою правовую систему германского гражданского уложения 1896 г.

Методичка

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: