Понятие, виды и принципы правотворчества

Проблема правотворчества в юридической науке дискуссионная. Нет единого мнения в определении понятия. Поэтому в юр. науке для описания используются понятия: правообразование – наиболее широкое понятие, отраж. процесс возникновения права под влиянием права в объективных потребностях.

Правотворчество – составная часть правообразования, когда под влиянием объективных условий возникает потребность в совершении правотворч. деятельности органов гос-ва.

Понятие правотворч> законотворчества (деятельность законотворческих органов)

Стадии:

1) подготовка проекта НПА

выявление потребности в прав. Регулировании

анализ экономич- социальных действия

определение целей и выбор метода прав. Регулирования

выработка текста

2) прохождение проекта НАП в правотворческом органе и придание ему юр. силы

3) упорядочивание действующего права в связи с изменением его новыми НПА

отмена актов, потерявших юр. силу

внесение изменений

систематизация НПА

Создание нпа осуществляется разными субъектами нормотворчества и способами придания актам юр силы. Для классификации правотворчества необходимо выделить основания:

1. в зависимости от круга субъектов - моно или полисубъектным. Субъектный состав права тесно связан с формой правления. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта проходит в режиме коллегиальности. Для моно правотворчества харак-но единоначалие.

2. по хар-руправ-их полномочий:

непосредственное прав-онарода в форме референдума и правоустановительная деятельность компетентных органов гос-ва. Референдум проводится по наиболее важным вопросам (принятие К, изменение границ). Такая норма правотворчества используется в небольших гос-вах, например в Швейцарии.

По своему хар-ру референдум может быть контрольным (всенародное голосование в соответствии с нормой, закрепленной в конституции), плебисцитарным (носит рекомендательный хар-р, так как его решение не обязательно), факультативным (по требованию населения). В пределах своей компетенции гос органы создают свои нпа.

3. по способу придания нпа юр силы выделяют диллегированное (нормотворческаядеят-ь органов исполнительной власти: правительство, осуществляемое по поручению парламента по принятию оперативного решения определенных проблем нпа, входящих в компетенцию представительного органа). Эта форма распространена в западных странах, так как помогает быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни и оперативно принимать нпа. Другой формой является санкционированное прав-во, представляющая собой процесс придания характера правовой нормы правилу поведения, которое уже сущ-ло в форме обычая или выработано общественными организациями.

 

Однако несмотря на известное различие все виды прав-ваосущ-я на основе единых принципов.

1)принцип законности, который предполагает, что любой нпа принимается гос-м органом в строго установленном порядке, с соблюдением регламентационных процедур и в пределах компетенции. Принцип законности также обозначает, что принятый акт не должен противоречить актам большей юр силы.

2) принцип профессионализма, те создание нпа- деятельность юристов, политологов, обладающих профессиональными знаниями. Это влияет на качество и эффективность нпа. Однако, принимаемые рф говорят о невысокой правовой культуре.

3) принцип гласности. Он предполагает, что обсуждение нпа должно проходить открыто, с привлечением общественности, учитывать интересы различных групп общества. Важно- донесение до населения содержания, принимаемых нпа, опубликование которого происходит в российской газете и собрании зак-ва.

4) принцип демократизма, который выражается в прямом участии населения путем непосредственного прав-ва: референдум, обсуждение в сми и тд. Различные формы непосредственной демократии способствующие преодолению бюрократизма и тд.

5) принцип научности. Данный принцип требует, чтобы законопроект был полностью анализирован со всех сторон. Для этого проводят опрос населения и также рассматривают все ресурсы, необходимые для принятия нпа.

6) принцип планирования (избежать поспешных выводов по нпа.);

7) принцип строгой дифференциации правотворческой компетенции

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: