Национальное законодательство современных гос-в представляет собой обширное нормативное хоз-во, состоящее из разноуровневых законодательных массивов, внутри которых нпа отличаются своей тематической направленностью, сферами действия, объемом нормативного материала, юр силой и тд и при этом законодат-во весьма динамично, так как одна часть нпа подвергается изменениям, другая часть подлежит отмене - законодательство постоянно дополняется вновь принятыми актами. Юр средствами обеспечения доступности обозримости и действенности зак-ва- систематизация. Систематизация (законодательство)- деятельность, направленная на упорядочивание и совершенствование правовых норм.В зависимости от состояния зак-ва цели выделяют ее виды:
1. инкорпорация (вид систематизаци, который представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нпа в определенном порядке без изменения содержания. В рез-те инкорпорации проводится внешняя обработка зак-ва. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.
|
|
• Официальная- упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нпа.!ИЗДАВАЕМЫЕ ЭТИМИ ОРГАНАМИ СБОРНИКИ ИМЕЮТ ОФ-Й ХАР-Р- НА НИХ МОЖНО ССЫЛАТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ! По своей природе оф инкорпорация- акт, форма опубликования действ-х нпа. Различают два вида:
А) хронологическая- такая форма систематизации, при которой упорядочение нпа проводится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в спец-х изданиях (собрание зак-ва и российская газета)
Б) систематическая- представляет собой упорядочение действующих правовых актов ПО ПРЕДМЕТНОМУ ПРИЗНАКУ: по отраслям права, по сферам гос деятельности. В систематизированных сборникам материал разделяется по сферам или видам правового регулирования. Пользуясь предметной инкорпорацией можно легко и быстро найти нужный нормативный материал.
• Неофициальная - проводится теми, кто не имеет специальных правомочий. Неофциальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций и т.д в нп материале. На неоф. инкорпорации НЕЛЬЗЯ ССЫЛАТЬСЯ!
2.Кодификация - деятельность правотворческих органов гос-ва по созданию НОВОГО, сводного, систематизированного нпа, которая осущ-я путем глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства и внесения неких изменений.
Признаки:
1) занимаются только компетентные правотворческие органы
2) в результате появляется новый нпа, который сдержит, отличительные от прежнегонпа, нормы
|
|
3) является сводным, так как в нем сводятся нормы, ранее находившиеся в различных актах, но регулирующие одну и туже область общественных отношений.
4) рассчитаны на длительное регулирование общ-х отношений
Виды:
а) основы законодательства-акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами рф и в актах федеральных правотворческих органов. В рф действуют основы лесного, об охране здоровья и др.
б) кодекс-значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально конкретного регулирования определенную сферу отношений. По хар-ру охвата общественных отношений: отраслевые(регулирование конкретной сферы общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты), межотраслевой(комплексный)- систематизирует нормы не по отраслям права, а по иным основаниям и объединены общими принципами регулирования значительной области общ-х отношений. Такими основаниями может быть отрасль хоз-ва (таможенный кодекс и тд)
в) устав-комплексные норм-е акты, регулирующие конкретное положение отдельных органов и организаций (устав центрального банка россии).
г) положения-регламентируют правовой статус, задачи, компетенцию определенного органа, учреждения, организации (положение о службе в органах внутр дел рф)
д) правила-содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо органа деятельности.
3.Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действ. В одной и той же области общественных отношений в единый сводный НПА без изменения содержания.
Особенности: сочетание некоторых признаков кодификации и инкорпорации (сводный + ничего нового). Обширный объем зак-ва порождает ее противоречивотьи учитывая это обст-во, зак-ли искали выход.
Для сокращения объема зак-ва и проводится консолидация.