Систематизация нормативных актов и ее виды

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Виды кодификационных актов:

Кодификационные акты делятся на три вида:

1) основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

2) кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

3) устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания и формы, объединяются в разного рода сборники или собрания.

Виды инкорпорационных актов:

- Сборник;

- Собрания;

- Свод законов.

Виды инкорпорации:

по субъекту:

- официальная инкорпорация - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений;

- неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

по способу упорядочения:

- хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов.

- систематическая (предметная) инкорпорация- представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права,их институтам, сферам государственной деятельности.

Консолидация - форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. “О праздничных и памятных днях” объединяет и заменил 48 ранее действовавших актов по этому вопросу). При этом содержание нормативного массива остается неизменным, а ранее действовавшие нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу.

Учет- сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационно-поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

43. Юридическая техника: понятие, виды, правила

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

· правотворческая техника;

· техника опубликования нормативных актов;

· техника систематизации нормативных актов;

· интерпретационная техника;

· правореализационная техника;

· правоприменительная техника.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений

Законодательная техника – это система правил, приемов, средств, способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.

Цели законодательной техники:

· Рационально урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов

· Сделать НПА достаточно ясными для тех, кому они адресуются

Правила законодательной техники делиться на три основных группы:

Правила, относящиеся к внешнему оформлению НПА. Каждый НПА должен иметь необходимые реквизиты: наименование вида документа, название органа, издавшего акт, предмет регулирования, дата, место принятия, номер. Дата, место принятия и орган принявшей акт называется титул Акта. Обязательный реквизит НПА – подпись соответствующего должностного лица.

Правила, относящиеся к содержанию:

· НПА должен иметь определенный предмет правового регулирования и должен быть ориентирован на урегулирование однородных общественных отношений

· НПА не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, регулируемые данным НПА

· НПА не должен содержать пробелов

· В НПА должна быть логическая последовательность изложения текста, должна быть взаимосвязь нормативных предписаний, размещенных в одном акте

· Отсутствие противоречий внутри Акта

· Максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности содержания нормы права

· В НПА следует избегать исключений и отсылок

Правила, относящиеся к структуре:

· Крупные НПА могут состоять из 2-х частей не считая титула (вводная и основная часть)

· Нормы более общего характера должны размещаться в начале НПА

· Однородные нормы должны выделяться и излагаться компактно

· В крупных НПА нормы должны распределятся в главы, разделы, части и каждая глава, раздел, часть должны иметь название

· Каждая глава состоит из статей, которые могут подразделятся на части, пункты, каждая из которых может подразделятся на части, пункты

· Нумерация статей должна быть сплошной

· Правила, относящиеся к языку нормативных актов

Нормы права следует излагать кратко, четко, определенно. Формулировки норм права должны обладать грамматическим единообразием.

Юридическая терминология НПА должна быть единой.

Юридические термины – это слова или словосочетания, предельно точно определяющие правовые понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: