Показательная экскурсия

Тайные шефы

 

Вверх ногами

 

Ура! Мы — Пятиклассники! Это, скажу я вам, совсем не то, что учиться в четвёртом классе. Старшие ребята‑выпускники и те относятся к нам теперь с уважением. Некоторые даже за руку здороваются. Ужасно приятно!

— Ты чего улыбаешься? — спрашиваю я своего друга Павлика Хохолкова.

— А ты чего? — спрашивает он меня.

Мы, точно заговорщики, подмигиваем друг другу и оба смеёмся. Великолепное настроение!

А тут ещё старшая вожатая подошла к нам на перемене и предложила:

— Хотите шефствовать над второклассниками? Я уверена, что вы с ними быстро подружитесь.

 

Мы прямо ушам не поверили. Откуда у неё такая уверенность? Наверное, потому, что мы выросли. Даже отказываться не стали. Неудобно: на отрядных перевыборах Павлик уже отказался быть звеньевым, а я — редактором стенгазеты. Обещали выполнять разные поручении. Но ведь руководить октябрятами — это не клянчить у одноклассников заметки и не отчитывать членов звена за разговорчики на уроках.

Мы согласились.

— А что нам с ними делать? — спросил Павлик.

— Подумайте, потом посоветуемся, — сказала вожатая, — а сегодня, после уроков, зайдите к октябрятам — познакомьтесь.

— Сегодня?! — ахнули мы и замахали руками. — Что вы! Первая встреча самая ответственная. Нам надо обмозговать, как лучше представиться.

— Ладно, — согласилась вожатая, — отложим до завтра. Я октябрят предупрежу.

На уроке я почти не слушал учительницу ботаники: думал о нашей встрече с октябрятами. У Павлика тоже был отсутствующий вид. На следующей перемене даже старшеклассники заметили, что с нами что‑то происходит. Один из них спросил:

— Контрольная на горизонте?

— Нет, — ответил Павлик и, как бы между прочим, добавил: — Обдумываем первый сбор. Мы будем у октябрят вожатыми.

— У, влипли вы, братцы кролики! — загоготал старшеклассник. — Дотошные они — жуть! Одними «почему» да «отчего» со света сживут. Так что приношу вам свои соболезнования. — Он театральным жестом приложил руку к сердцу и несколько раз притворно вздохнул.

Клоун какой‑то!

Но нам было не до шуток. Вечером я даже уроки как следует не мог делать, всё о второклассниках думал. Ведь у них преподаёт наша бывшая учительница Ираида Кондратьевна. Мы у неё целых три года занимались. Что хорошего, если мы не сумеем понравиться её теперешним ученикам… Я принялся, как сказал Павлик, «обмозговывать» нашу встречу. Не сказки же октябрятам рассказывать?! Сказками никого не удивишь. Думал я, думал, и вдруг мне такое пришло в голову, что я ужасно обрадовался. Даже прошёлся по комнате на руках. Но утром я ничего не сказал Павлику о своей затее, а сам спросил его:

— Ну, как мы проведём первую встречу?

— Да, как? — уставился на меня Павлик.

— Ты что-нибудь придумал? — уже возмущаясь, спросил я.

— А ты? — вместо ответа опять спросил Павлик.

Я понял, что он ничего но придумал, и упрекнул Павлика:

— Всё-таки я не такой, как ты. У меня есть мысли…

— Вот здорово! — обрадовался Павлик. — Я всегда говорил, что твоя голова — академия наук. — Павлик любит перегнуть палку. Лишь бы самому ничего пе придумывать. — Ну, говори свои мысли, — затеребил он меня.

— На первой встрече с октябрятами нам необходимо произвести впечатление, — солидно начал я.

— Как мы это сделаем? — нетерпеливо спросил Павлик.

Я выдержал необходимую для эффекта паузу и сказал:

— Нам надо найти с октябрятами общий язык.

— Какой язык? Не говори загадками, — начал сердиться Павлик.

— Ты смотрел фильм «Педагогическая поэма»? — задал я наводящий вопрос. — Помнишь, как там директор колонии на беспризорников действовал? Первым долом находил с ними общий язык. Воспитанник жулик, а он ему большие деньги доверяет. Вот и нам надо так действовать.

— Но у нас нет никаких жуликов и денег таких нет, — возразил Павлик.

— Это неважно. Тут дело в полном доверии. Положись на меня, и всё будет в порядке.

— Объясни толком, что ты придумал, — потребовал Павлик.

— Не беспокойся, ты всё поймёшь по ходу встречи, — отмахнулся я: Павлику лучше до поры до времени ничего не объяснять, а то он обязательно начнёт возражать и ставить всё с ног на голову.

К второклассникам мы пошли сразу после уроков. Ираида Кондратьевна была нам рада.

— Подумать только, ведь совсем недавно сами вы были такими же, а теперь стали моими помощниками, — оглядывая меня с Павликом, улыбнулась она.

— Ничего не поделаешь, время летит, — произнёс каким-то деревянным голосом Павлик и неестественно широко развёл руками. Он даже чуть не задел стоящую на учительском столике вазу с цветами.

Павлик вообще, как вошёл к второклассникам, сразу изменился. Шею вытянул, брови насупил и заговорил басом. Наверное, от волнения, а может, хотел казаться выше ростом и серьёзнее. Только зачем? Он и так сильно вымахал за лето. Стал как ходуля.

— В какой звёздочке у нас ещё нет вожатых? — обратилась к ребятам Ираида Кондратьевна.

— У нас!

— Мы без вожатого! — закричали ребята с третьего ряда у окон.

— Так вот, Петя и Павлик из пятого класса «А» будут вашими вожатыми, — сказала Ираида Кондратьевна. — Сейчас третья звёздочка останется знакомиться со своими вожатыми, а все остальные пойдут со мной в раздевалку.

Как только Ираида Кондратьевна увела в раздевалку второклассников, а мы остались со своей звёздочкой, Павлик ещё больше побледнел. И я, глядя на него, почувствовал какую‑то предательскую дрожь в поджилках.

— Вот, значит, мы — ваши вожатые, — борясь с дрожью, проговорил я и посмотрел на ребят.

Пять пар глаз, совершенно разных, но одинаково любопытных, смотрели на меня с Павликом и ждали от нас чего-то необыкновенного. Но вместо этого Павлик каким-то не своим, насмерть перепуганным голосом зачем‑то повторил нескладную мою фразу:

— Значит, вот мы — вожатые ваши…

Худущая девчонка с первой парты хихикнула, а большеухий мальчишка, который сидел у подоконника, рядом с цветком бегонии, справедливо заметил:

— Это мы знаем. Нам Ираида Кондратьевна сказала.

— Я проголодался! — неожиданно объявил на весь класс добродушный толстяк с третьей парты. И вынул из портфеля булку с маслом.

— Потерпи! Есть надо в строго определённые часы, — грозно сказал Павлик.

Сам он всегда придерживался режима. Но зачем же сердиться? Так мы не понравимся октябрятам. И я дёрнул Павлика за рукав.

Павлик обернулся ко мне и молча, одним взглядом потребовал:

«Где же твой общий язык? Давай находи его скорее».

И тут я словно очнулся.

— Ребята! — выкрикнул я. — Как известно, все люди ходят ногами. А ещё можно ходить и так. — Я быстро сделал стойку и прошёлся от классной доски до двери на руках.

Октябрята весело запрыгали на своих скамейках и захлопали крышками парт. А румяный толстяк с третьей парты оставил свою булку с маслом, вышел в проход и попробовал встать на руки. Но у него ничего не получилось. Только свалился и всех насмешил.

 

— Не горюй! — успокоил я толстяка и пообещал: — К концу четверти вы все будете ходить на руках!

— А я вас на двухколёсном велике научу кататься, — пообещал Павлик.

— Ой, правда?! — радостно воскликнула рыженькая девочка с бантом на голове.

Но тут я заметил, что большеухого мальчика, который сидел за партой у окна, акробатика и велоспорт не интересуют. Он, должно быть, мечтал стать снайпером, потому что метился авторучкой в цветочный горшок на подоконнике.

Я подошёл к нему. Мальчик испуганно заморгал глазами и спрятал ручку за спину.

— Разве так попадёшь? — улыбнулся я. — Надо прищурить один глаз и целиться не торопясь. А локоть положи на парту. Необходима твёрдая опора. Вот смотри!

Я нарочно отошёл подальше, к учительскому столику, и прицелился оттуда, чтобы показать свою меткость. Раз! — и пущенная мной ручка затрепетала в цветочном горшке.

Хозяин ручки остался очень доволен. Он посмотрел на меня с уважением и стал целиться точно так, как я объяснил.

Тут наконец и Павлик пришёл в себя. Он понял, что такое мой «общий язык» и закричал ребятам:

— Устроим соревнование военных санитаров! У доски лежит раненый. Кто с конца класса скорее доползёт к нему по-пластунски? Ползут по двое. Подниматься нельзя: над вами свищут пули.

К стене между парт тотчас подбежали стрелок-снайпер и толстяк-акробат.

— Раз! Два! Три! — скомандовал Павлик. — К доске ползи! Толстяк и снайпер легли на пол и заработали локтями. А щупленький мальчик с предпоследней парты тотчас превратился во вражеского пулемётчика.

— Тра-та-та-та-та! — застрочил он по ползущим.

— Не поднимайтесь! — предупредил я. — Противник открыл артогонь.

Ободрённый мною мальчик-противник даже кинул в ползущих скомканной промокашкой и зашипел, точно бомба-зажигалка. Толстяк не прополз и полпути, как ударился о парту. Он тут же сел на пол и принялся тереть ушибленное колено. А снайпер — юрк-юрк змейкой — и уже у доски, перебинтовывает раненого.

— Первый победитель! — провозгласил Павлик и поднял руку снайпера.

Все сразу засмеялись: рука у него была испачкана, куртка помята.

— Без потерь на фронте нельзя, — удачно высказался снайпер, а Павлик скомандовал:

— Вторая пара, на старт!

— Потом будут соревноваться победители, и мы выясним первого пластуна звёздочки, — объявил я.

Это воодушевило октябрят. На старт вышли худущая девочка и её рыженькая соседка по парте. Они поползли, не дожидаясь команды. Но Павлик не стал их возвращать. Раз одновременно начали, какая разница. Все следили за ползущими — даже вражеский автоматчик перестал стрелять, — потому мы и не заметили, как в класс вошла Ираида Кондратьевна.

 

— Что у вас происходит? Оля, Света, сейчас же встаньте! — потребовала она.

— У нас соревнование военных санитаров, — объяснил Ираиде Кондратьевне толстяк с ушибленной коленкой, — мы выявляем первого пластуна звездочки.

— Пока я вижу только первого грязнулю, — кивнула на снайпера Ираида Кондратьевна и сказала мне и Павлику: — Ведите мальчиков мыться, а я займусь девочками.

В классе остался только вражеский автоматчик.

Мы помогли толстяку и снайперу вымыть руки и почистить школьную форму. Потом нехотя отправились обратно в класс. Ведь там мы ничего хорошего не ожидали. Особенно я боялся, что Ираида Кондратьевна начнёт нас отчитывать при октябрятах. Тогда мы никогда не сумеем завоевать их авторитет. Лучше бы нам не затевать всего этого…

Но когда мы вошли в класс, Ираида Кондратьевна уже отпустила домой девочек и вражеского автоматчика, а при нас отправила в раздевалку снайпера с толстяком. Меня и Павлика она попросила задержаться.

«Хорошо хоть, без них отчитает», — подумал я.

Но Ираида Кондратьевна сказала:

— Я понимаю, почему вы так поступили. Вам захотелось поскорее завоевать доверие малышей. Но торопиться в таком деле нельзя.

Мы и сами понимали, что авторитет быстро не завоюешь. Надо действовать постепенно, а главное, обдуманно. Мы облегченно вздохнули, и я предложил Ираиде Кондратьевне:

— А что, если провести с октябрятами экскурсию в зоопарк?

— До экскурсии мы прочитаем обо всех диких животных и блеснём перед октябрятами знаниями, — поддержал меня Павлик.

— Неплохо придумали, — улыбнулась учительница.

Но как только Ираида Кондратьевна отпустила нас, я сказал Павлику:

— Мы бы уже сегодня завоевали авторитет, если бы Ираида подольше задержалась в раздевалке.

Павлик, как всегда, со мной но согласился:

— Боюсь, что сегодня мы действовали не совсем правильно, — задумчиво произнёс он.

 

Показательная экскурсия

 

Два вечера просидели мы с Павликом в школьной библиотеке за чтением трудов известного исследователя диких животных Брема. Павлик изучал хищных и декоративных птиц, а я — зверей.

В воскресенье я пришёл в школу раньше, чем мы договорились. Но там уже были Павлик, большеухий снайпер Вадик и худущая, длинноногая Светка с каким‑то кудрявым карапузом.

— Вот, полюбуйся, — кивнул в сторону карапуза Павлик, — братика с собой притащила. Даже не понимает, что у нас не развлекательная прогулка, а познавательный сбор‑экскурсия.

— Не пойду без Антона! — топнула ногой худущая Светка и заплакала.

Антон тоже сейчас же скуксился и поддержал её громким рёвом. Павлик растерялся.

— Представляешь, что будет, если они все начнут приводить на сборы младших братьев и сестёр!

— Не бойтесь, — сказал нам большеухий Вадик, — я не приведу. У меня их нет.

— Ладно, возьмём Антона. Может, его оставить не с кем, — примиряюще сказал я и отвёл Павлика в сторону: — Не рычи на них, а то мы не сумеем завоевать авторитет!

Павлик тяжело вздохнул и сказал Светке:

— Пусть идёт, но чтоб это было в последний раз.

Антон мгновенно перестал плакать и дёрнул сестру за рукав:

— Они меня берут, можешь не реветь.

Света вытерла слёзы и благодарно посмотрела на меня. Пока мы разрешали этот конфликт, подошли рыженькая Оля и щупленький Бориска: так звали мальчика, который при нашей первой встрече с октябрятами изображал вражеского пулемётчика. Бориска и Оля были одеты празднично. Он — в чёрном новом костюмчике, а она — в тёплом платьице тёмно-синего цвета, с голубыми ленточками в косичках. Последним припыхтел Гоша. На ходу он дожёвывал пирожок.

— Дисциплина у тебя хромает, — заметил ему Павлик и указал на школьные часы: на них было пять минут двенадцатого.

Гоша задрал вверх голову, чтобы посмотреть время, и поперхнулся. Октябрята принялись колотить его по спине. Наверное, они уже не раз так помогали Гоше: налетели на него не сговариваясь. Наконец красный от натуги Гоша перестал кашлять, и Павлик скомандовал:

— Пошли!

От нас до зоопарка всего два переулка. Прошли мы их, можно сказать, без происшествий. Только на одном из поворотов Антон спрятался от сестры в телефонную будку. Но Павлик сейчас же вытащил его оттуда и приказал Свете:

— Держи за руку, а то отправлю домой обоих!

Перед входом в зоопарк Павлик остановил октябрят, достал из кармана какую-то бумажку и сразу воодушевился.

 

— Внимание! — громко сказал он. — Зачитываю план-маршрут нашей экскурсии по зоопарку. Экскурсию проводим под девизом: «Мы, ребята-октябрята, поздравляем вас, зверята!..»

— Ой, как интересно! — обрадовалась рыженькая Оля.

— А с чем мы поздравляем зверят? — спросил дошкольник Антон.

— Это тебя не касается. Ты пока не октябрёнок и можешь поздравлять с чем хочешь, — ответил Павлик и начал читать дальше, но тут зашумели октябрята:

— Мы тоже не знаем, с чем зверей поздравлять!

— Объясни, пожалуйста!

Павлик, очевидно, и сам этого не знал. Написал глупый девиз и сел с ним в лужу. Надо было его выручать. А то опять с авторитетом началось что-то неладное. Я не растерялся и сказал:

— А вы сами догадайтесь, с чем можно поздравить зверей осенью.

— С началом учебного года, — высказался всё тот же настырный дошкольник Антон.

— Они же не учатся, — одёрнула его Светка и предположила: — Может, с приходом осени?

— А чего с ней поздравлять? — удивился толстяк Гоша. — Осенью дождь идёт и холодно.

— С зимней спячкой, — объявил Вадик и сострил: — Спячка у зверей всё равно что каникулы у лентяев.

— Звери, когда спят, день и ночь сны смотрят, — объявил Антон.

Павлик начал нервничать.

— Эх, вы! — сказал я октябрятам. — Мы поздравим зверей с новосельем, ведь они переходят осенью в тёплые помещения.

— Как же вы не догадались? — обрадовался моей находчивости Павлик. — За лето им отремонтировали старые тёплые клетки.

— Разве клетки бывают тёплыми? Они же дырявые, — удивился Антон.

Павлик бросил в его сторону уничтожающий взгляд и снова заглянул в свою бумажку:

— Значит, так: сначала мы осмотрим хищных птиц — грифов, коршунов. Все они относятся к семейству ястребиных… Ястреба видели?

Ребята не ответили. Они жадно смотрели за железную решётку зоопарка. Павлик продолжал:

— Потом мы пойдем к хищным зверям. Увидим уссурийского тигра, африканского льва и грозу джунглей — пятнистого леопарда.

— У нашей мамы шуба из леопарда, — — вставил Антон.

— После посмотрим слонов и обезьян, — объявил Павлик. Таким образом, мы обойдём весь зоопарк кольцом и вернёмся на это же место, но уже с другой стороны. — Павлик показал рукой, откуда мы вернёмся, и послал меня за билетами, а сам принялся строить октябрят парами.

— Я пойду один, — объявил Гоша, — в паре я всегда на ноги наступаю.

— А я всегда под ногами путаюсь, — сообщил Антон.

Я принёс билеты, и мы пошли к контролёру толпой. На ходу Павлик сказал мне:

— Я вчера после школы сюда прибегал. Осмотрел всё, чтоб нам не метаться без толку.

— Это чувствуется, — ответил я, стрельнув глазами на зажатый в руке Павлика маршрут нашей экскурсии. Вот человек! Без плана шагу не сделает.

Мы вошли на территорию зоопарка.

— Мороженое! — закричал вдруг толстяк Гоша и бросился к ларьку с таким видом, точно он лет сто не ел мороженого.

За Гошей устремились все. Верно говорят, что дурные примеры заразительны. На скамейке, возле ларька, началось поглощение эскимо. Разделавшись с мороженым и облизав пальцы, Гоша бросил новый клич:

— Айда к слонам!

— Айда! Айда! — подхватили октябрята и побежали за Гошей.

— Куда вы? — прямо-таки завопил Павлик, размахивая бумажкой с планом. — К слонам после, сперва смотрим хищных птиц! Они же рядом!

Но никто не остановился, даже Бориска побежал за всеми. А ведь он слушался нас лучше других. Правда, Бориска оглянулся и крикнул нам:

— Идёмте к слонам! Посмотрим, как они обливают друг друга из хобота.

— Просто удивительно! Почему они все бегут за этим толстяком? — развёл руками огорчённый Павлик.

Мне это тоже было непонятно. Авторитета у Гоши среди ребят нет. Они то и дело дразнят его «Гиппопотамом». Дразнят, а слушаются. Чудно! Пока я думал об этом, Павлик догнал ребят и остановил их. Но они всё равно пытались разбежаться.

— Пусть смотрят что хотят, — сказал я Павлику.

— А как же план? Зачем я тогда его составлял? — пожалел Павлик. — Без плана мы обязательно что-нибудь упустим.

— Вот и хорошо. На следующем сборе ты скажешь им об этом, и они пожалеют, что не придерживались плана, — успокоил я Павлика.

— Ладно, — согласился Павлик, — только об этом лучше сказать тебе. Мне неудобно.

Я кивнул головой, и мы послушно зашагали за октябрятами к слоновнику.

 

Не успели мы подойти к слоновой горке, огороженной бетонным забором, за которым находились слон, слониха и слонёнок, как снайпер Вадик сказал нам:

— Жалко, что в зоопарке только индийские слоны. Африканские в сто раз интересней! Они гораздо выше и туловище у них покрыто шерстью. Слоны — потомки мамонтов.

— Слон съедает в день двести пятьдесят килограммов всякой травы с овощами, а выпивает двадцать вёдер воды, — добавил Гоша.

— Слоны могут плакать, — сообщила нам Светка. — Когда они попадают в неволю, то совсем не бунтуют, а только плачут, как люди, когда им больно.

— Когда мне больной зуб лечили, я ревел, как слон, — объявил Антон — даже сильнее. Мне это доктор сказал.

Наши познании о слонах были гораздо меньше, мы ничего не могли добавить. То же самое произошло и у клетки с колибри. Хотя тут Павлик успел опередить ребят и быстро сказал:

— Колибри совсем маленькая птичка, но очень смелая и задиристая. А питаются они соком цветов, как пчёлы.

Последнюю фразу Павлик сказал зря.

— Это неверно! Неверно! — зашумели октябрята. — Это раньше так думали, а потом учёные выяснили, что колибри достают из цветов совсем маленьких насекомых, а кажется, что они высасывают сок.

Павлик растерялся и даже слегка покраснел. Наверное, он прочитал устаревшие сведения. Хорошо, Антон отвлёк ребят.

— Смотрите, какой смешной гусь на длинных ногах! — закричал он. — Вот это да!

— Это не гусь, а страус, — поправила его Светка, — и не кричи так, животных напугаешь.

— Этот страус ещё молодой, вроде тебя, — сказал Антону снайпер Вадик, — а когда он вырастет, то будет выше забора.

— Страусы тоже очень много едят, — сказал Гоша, — они даже чего нельзя проглатывают. Один страус умер тут, в зоопарке, потому что проглотил гвоздь. А у него в желудке нашли потом носовой платок, штук пять авторучек и железную гайку.

— Страусы вроде верблюдов, — добавил Вадик, — они тоже могут несколько дней не есть и не пить.

— Откуда вы всё это знаете?! — с удивлением спросил я.

— Мы уже два раза были в зоопарке, — зашумели октябрята, — той осенью и ещё в начале лета. Один раз с Гошиной мамой, а в другой раз всем классом. У нас тогда настоящий экскурсовод был!

Мы с Павликом переглянулись: нам ужасно не понравилось слово «настоящий». Выходит, мы как экскурсоводы никуда не годимся?

— Что же нас Ираида Кондратьевна не предупредила, — огорчённо шепнул мне Павлик.

— Наверное, она решила, что мы тоже сумеем увлечь ребят своими рассказами, — предположил я. Хотя и сам удивился, почему, в самом деле, Ираида Кондратьевна не отменила нашу экскурсию. И я сказал Павлику: — Надо их покатать на пони.

Мы окликнули октябрят, которые толпились у загончика с фазанами и закричали неестественно весёлыми голосами, точно Петрушки в кукольном театре:

— Кто хочет кататься на пони, спешите за нами! Спешите!

Кататься захотели все. Даже трое посторонних малышей бросились к нам. Хорошо, родители остановили их. Мы побежали на круг.

Маленькая серая лошадка, будто одетая в платье из крупного горошка стояла запряжённая в тележку на четырёх колёсах и жевала сено. Кучера возле неё не было.

— Лошадка обедает, — сообразил дошкольник Антон.

— Я тоже хочу обедать, — сказал Гоша, — пошли домой! На этот раз ребята его не поддержали: они все хотели кататься.

— Неизвестно, сколько ещё ждать кучера, — сказал я.

— А ты нас сам повози, — попросил вежливый Бориска.

— Как это сам? На своём горбу, что ли? — попробовал я отшутиться.

— У тебя горба нет! — засмеялся Антон, а Бориска с невинным видом добавил:

— Как кучер, повози.

— Нельзя, за это влетит, — возразил Павлик.

— Может, ты лошадки боишься? — не к месту высказался Антон.

Наш авторитет повис на волоске пониного хвоста.

«Если мы сейчас не выполним просьбу ребят, то не завоюем авторитета очень долго», — пронеслось у меня в голове.

— Это я-то боюсь? — усмехнулся я и начал решительно отвязывать пони.

Павлик растерянно молчал.

— Можно, я буду править? — спросил Гоша.

— Правь! — разрешил я и подумал: «Семь бед — один ответ. А может, всё кончится благополучно. Проедем круг — и порядок».

Я начал подсаживать ребят в тележку. У Вадика все карманы уже оказались полны камней. И когда он успел набрать их!

— Зачем тебе эти камни? — спросил Павлик.

— Я буду кидать их в пруд, в котором плавают утки, чтоб они подскакивали, — объяснил Вадик.

— Утки? — ужаснулся Павлик.

— Камушки! — засмеялся Вадик. — Если ловко кинуть, они долго прыгают по воде. На ней потом будут круги.

— Дашь попробовать? — тут же спросил Антон.

— Ещё чего! — пригрозила ему пальцем Светка.

И правильно сделала. Сейчас нам не хватало только подбить водоплавающую птицу. Но тут Гоша, точно заправский кучер, причмокнул губами и крикнул грубым голосом:

— Но-о! По-шла!

И мы тронулись.

 

Проехали один круг, начали другой. Гоша, очевидно, дёрнул не за ту вожжу: пони свернула с круга и выехала на дорожку зоопарка. Цокая маленькими подковками, она побежала по ней в глубь сада. Мы начали подпрыгивать в тележке, как арбузы. Люди испуганно шарахались в стороны. Павлик перехватил у Гоши вожжи и стал их натягивать изо всех сил и кричать: «Тпру!» А я кричал посетителям зоопарка, чтобы сторонились. Пони добежала до своей конюшни и встала. Мы быстро ссадили ребят.

— Удираем! — шепнул я Павлику, но не тут-то было: из конюшни вышел сторож и преградил нам дорогу.

— Кто такие? — сердито спросил он. — Почему самовольничаете?

— Мы заплатим, — умоляюще сказал Павлик.

— Идёмте в дирекцию! Там разберутся. — Сторож взял нас за воротники курточек, как провинившихся щенят, и повёл в дирекцию.

 

Это было ужасно. У меня запылали уши. Октябрята двинулись за нами.

— Без вас обойдемся! — гаркнул на них сторож и захлопнул дверь дирекции у октябрят перед носом.

Мы стали подниматься по лестнице впереди сторожа. Прошли «Хозчасть» зоопарка, «Дирекцию» и остановились возле двери с надписью «Милиция». Мне стало не по себе.

— Сидите здесь — и ни с места, а то худо будет, — пригрозил сторож и ушёл в комнату милиции.

— Зачем ты предложил эту экскурсию! — упрекнул я Павлика, хотя тут же вспомнил, что экскурсию в зоопарк предложил я.

Павлик огрызнулся:

— Скажи лучше, для чего ты отвязал пони?!

Чтоб прекратить начавшийся спор, я подошёл к окну и… разволновался ещё больше. Рядом с нашими октябрятами стояла Ираида Кондратьевна. Должно быть, она пришла в зоопарк посмотреть, как у нас проходит экскурсия. Октябрята что‑то говорили ей — наверное, про нас.

— Ну и распечёт нас теперь Ираида! — помрачнел Павлик.

— Пусть распекает, — сказал я, — всё равно нам теперь не быть вожатыми.

Тут распахнулась наружная дверь, и в коридор, где мы сидели, вошла Ираида Кондратьевна вместе с октябрятами. Мы тотчас встали им навстречу.

— Сидите и не оправдывайтесь, — сказала нам Ираида Кондратьевна и, постучавшись, вошла в комнату милиции.

— Это ты во всём виноват, ты! — накинулась на толстяка Гошу Светка.

— Править не умеешь, — добавил Антон.

— Я верно правил. Пони сама на дорожку выбежала.

— А зачем ты вожжой дёргал! — не унимался Антон.

— Вот я сейчас тебя дёрну! — зашипел на него Гоша.

— Подеритесь мне ещё… — пригрозил им Павлик.

— Лошадка захотела после обеда поспать вот и пошла в конюшню, — сказала Антону рыженькая Оля. Она любила всех примирять.

— Конечно, — тотчас подхватил Гоша, — а то чего бы ей среди бела дня на конюшню бегать.

— Не лошадка спать захотела, а кучер носом клевал! — усмехнулся Вадик, кивнув головой на Гошу.

В это время дверь комнаты милиции отворилась, и из неё вышли Ираида Кондратьевна и сторож.

Мы приготовились идти на допрос, но сторож сказал:

— Благодарите учительницу свою. Извинилась она за ваше недостойное поведение. И чтоб, значит, наперёд такое не повторялось! — И уже совсем ни к чему добавил: — Горе вы луковое, а не шефы. Э-х-хе…

Чтобы октябрята не слышали, как он нас разносит, мы прибавили шаг и постарались поскорее уйти из зоопарка.

 

Наша отставка

 

Как только мы распрощались с октябрятами, Павлик сказал:

— Идём к моему отцу, посоветуемся. Он должен быть дома.

— А чем твой отец нам поможет? — спросил я.

— Как чем? — пожал плечами Павлик. — Он же философ! Он обязательно подскажет нам план действий. Тогда мы больше не совершим ошибок.

Идти к отцу Павлика мне не хотелось. По-моему, философы любой, даже самый простой вопрос только запутывают. Один раз мы уже советовались с ним насчёт того, как вывести наше звено в передовые, и ничего стоящего он не предложил. Поговорил немного о силе воле и человеческом достоинстве и убежал на лекцию. Вот отец Нади Полозовой здорово нам помог! Только благодаря ему мы подтянули второгодника Батова.

— Может, к Надьке сходим, — предложил я. — У её отца тоже выходной.

— Нет, пошли к нам, — настаивал Павлик, — заодно и пообедаем.

Это меня убедило. Мать Павлика в философию не вдаётся. Больше всего на свете она любит угощать.

Но, к моему огорчению, мать Павлика куда-то ушла, а отец был дома.

— Пришёл со своим соучеником, — увидя меня, сказал он Павлику.

Отец Павлика, Сергей Никодимович, почему-то всех его одноклассников называет соучениками.

Квартира у Павлика большая, заблудиться можно. Это потому, что он живёт не в простом доме, а в экспериментальном. Из вибропанелей. Они длинные. Вот и коридор в их квартире длинный, но узкий. Вдвоём с отцом Павлика нам даже разойтись трудно. Хотя он не очень толстый. Мы гуськом прошли в первую комнату. Сергей Никодимович указал мне на кресло и попросил чувствовать себя как дома.

Я кивнул головой и присел на краешек тумбочки-кругляшки с зелёной обивкой. Я видел отца Павлика, наверное, всего раза три, и то когда он торопился. А сейчас разглядел его спокойно. Оказывается, Павлик очень на него похож. Нос совсем такой же. Только горбинка поменьше. Не успела ещё вырасти. И волосы так же прилизаны по бокам. У Павлика они, правда, торчат на макушке, но это потому, что не успели ещё вылезти, как у отца.

— Ну-с, молодые люди, какие мировые проблемы решаем? — обратился к нам Сергей Никодимович. При этом он погладил свою голую макушку. Наверное, она мёрзла без волос.

— Папа, ты можешь уделить нам немного времени? — спросил его Павлик и тоже погладил свою макушку: они даже в жестах походили друг на друга.

Сергей Никодимович посмотрел на свои ручные часы, сверил их с теми, что висели на стене, и сел в кресло напротив меня.

 

— Понимаешь, папа, мы с Петей вожатые у октябрят-второклассников. А что с ними делать, не знаем.

— Чем бы нам их развеселить? — поставил я перед Сергеем Никодимовичем конкретный вопрос, но он ухватился за него не с той стороны.

— Работа с младшим и товарищами заключается совсем не в том, чтобы их веселить. Даже клоуны в цирке, когда веселят зрителей, одновременно показывают, как не надо поступать в том или ином случае. Вы вожатые, а это значит вожаки. То есть люди, которые ведут за собой других людей. В данном конкретном случае — октябрят.

Я начал скучать. Всё это мы и без него знали.

— А куда нам их вести? — спросил Павлик. — Мы уже были с ними в зоопарке, только…

Сергей Никодимович поморщился, точно съел кислую ягоду.

— Вести за собой — совсем не значит куда-то идти, — перебил он сына. — Можно, отвечая у доски, захватить своим рассказом весь класс и этим примером заставить остальных ребят заниматься лучше. Это тоже называется «вести за собой». Но для того, чтобы повести за собой, нужно хорошо изучить ту категорию людей, с которой вам предстоит общаться. В данном конкретном случае — второклассников. Расскажите-ка мне о них что-нибудь конкретное. — С этими словами отец Павлика повернулся ко мне. Наверное, опасался, что Павлик опять выскажется невпопад.

— Разное можно сказать, — ответил я. — Толстяк Гоша, например, любит всё время жевать, а упрямая Светка всюду таскает за собой своего маленького братишку. Они очень дружные, всегда заступаются друг за друга.

— Этот дошкольник Антон жуткий вредина, — добавил Павлик, — всюду свой нос суёт!

— Вот-вот, — подхватил Сергей Никодимович, — вам нужно глубже узнать своих подшефных. Для этого вы чаще должны быть вместе не только на сборах, а и на пришкольном участке, у них дома, в кино. Не забывайте, вы воспитатели будущих строителей нашей жизни.

— О чём нам провести с ними первый сбор? — спросил Павлик.

— Сначала неплохо поговорить с октябрятами о том, каким они хотят видеть свой первый сбор, — сказал отец Павлика и сострил: — Тогда ваш первый сбор будет уже вторым.

— Тебе хорошо шутить, — надул губы Павлик, — а нам что делать?

Но я уловил мысль Сергея Никодимовича. Она показались мне дельной.

— Мы так и сделаем, — сказал я. — Может, октябрята сами подскажут нам что‑то интересное.

— Резонно, — поддержал меня отец Павлика. — Задайте им несколько вопросов, например: чем бы они хотели заняться, что узнать? И так далее. В ответах на эти вопросы раскроется индивидуальность каждого. А когда вы выясните их интересы, то легко составите план работы, который, безусловно, им понравится.

«Это верно, — подумал я. — Вот не спросили мы октябрят, были ли они в зоопарке, и только зря готовились». И ещё я догадался, откуда у Павлика привычка составлять по всякому поводу планы. От отца перенял.

— А если вы сумеете объединить их интересы каким-нибудь общим и важным делом, то, несомненно, станете хорошими вожатыми. Ведь такая задача под силу далеко не всем. — С этими словами Сергей Никодимович встал и пошёл в кабинет. В дверях он обернулся и предупредил нас: — Буду готовиться к лекции, так что вы потише.

Павлик кивнул головой и тут же полез в стол за тетрадкой с карандашом.

— А?! Что я тебе говорил?! Давай составим план. Да такой, чтоб Ираида ахнула!

— Какой план? — удивился я. — Мы ж ещё не выяснили их эти… индивидуальности…

— Вот и надо составить план выяснения этих самых индивидуальностей. — Павлик вырвал из тетради чистый лист. — Записываю: «Первый пункт: встречаться с октябрятами, кроме сборов, каждый день на большой перемене. Пункт второй: выяснить характер и наклонности каждого. Пункт третий: объединить интересы октябрят одним важным и полезным делом».

На этот раз отец Павлика в самом деле помог нам. У меня уже появилась мысль, как отучить Гошу целый день жевать. А Павлик сказал, что у него созревает план, как нам произвести на октябрят неизгладимое впечатление. Нужно только выйти на улицу, чтобы освежить мозг, тогда его план дозреет окончательно.

Мы вышли на улицу, чтобы продолжить важный для нас разговор, и встретили старшую вожатую.

По её лицу я понял, что она знает о нас всё. И это тут же подтвердилось:

— Больше к октябрятам не ходите, — сказала вожатая официальным тоном, — у вас в самом деле нет к этому призвания. Одно озорство! — И она пошла дальше по переулку, даже не посмотрев на наши огорошенные лица.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: