Суббота и партнерство с неевреем

Если еврей вступает в партнерские отношения с неевреем, он еще до заключения делового соглашения должен поставить условие, согласно которому он свободен от работы по субботам и еврейским праздникам, даже если речь идет не больше, чем об исполнении административных или контрольных функций. Вопрос о том, надо ли еврею компенсировать такой пропуск в работе трудом в другие дни недели, партнеры решают между собой. Но каким бы образом они ни договорились, прибыль должна распределяться в соответствии с еврейским законом. Поэтому еще на начальном этапе ведения переговоров надо обратиться к компетентному раввину, который посоветует, как составить контракт, чтобы не терять напрасно прибыли, и как делить ее в процессе совместной работы.

РАБОТА НЕЕВРЕЯ

Еврею запрещено поручать нееврею делать за него работу в субботу или еврейский праздник (за исключением случаев, связанных с болезнью[49]). Впрочем, в особых случаях можно позволить ему работать — при условии, что он будет трудиться по своей инициативе, или когда он заинтересован выполнить работу в субботу или праздник для собственного заработка. Такое условие называется работой ради личного интереса.

Примечание

Всё, сказанное до конца этой главы, относится именно к нееврею, но не относится к нерелигиозному еврею. Последнего нельзя попросить сделать любого вида работу для другого еврея. Запрещено позволить ему нарушить субботу или праздник - даже если он готов их нарушить по собственной инициативе.

Работа ради личного интереса

Здесь возможны три варианта:

1) Нееврей работает исключительно по своей личной инициативе.

2) Нееврей получает указания в субботу или праздник.

3) Нееврей получает указания перед субботой или праздником.

Нееврей работает по личной инициативе

Нееврея, работающего для еврея по собственной инициативе, не надо останавливать, если еврей не получает прямой выгоды от его работы, но такого работника необходимо остановить, если налицо прямая выгода для еврея.

Примеры прямой выгоды

Включение света (которым пользуется еврей); приготовление или разогревание пищи (если она предназначена еврею) и т.д.

Примеры косвенной выгоды

Выключение газа или уменьшение пламени на газовой плите; выключение электрического света; вскрытие письменных конвертов и т.д.

Практический пример

Еврей забыл выключить свет или включить систему сигнализации, когда уходил с работы в пятницу. Сторож-нееврей, заметив эту оплошность в субботу, выключил свет (включил сигнализацию). Нет нужды запрещать сторожу поступать так и впредь.

Но если сторож спросил в субботу у еврея, обязан ли он выключить свет (включить сигнализацию), нельзя давать ему утвердительный ответ ("да, сделай"); следует ответить уклончиво, например: "поступай, как считаешь нужным".

Косвенный намек

Мы уже знаем, что нееврею в субботу разрешено по собственной инициативе выполнять работу для еврея, если последний получает от этой работы косвенную выгоду. Это разрешение можно распространить и на случай, когда еврей дает нееврею косвенный намек, из которого тот делает вывод, что еврей будет рад, если имеющаяся в виду работа будет выполнена. В подобной ситуации мы продолжаем считать, будто нееврей выполнил работу по личной инициативе.

Практический пример

Если в субботу горит свет, который нам мешает, можно, используя намек, сказать нееврею: "Жаль, что мы забыли выключить свет", или: "Мы теряем столько электроэнергии", или: "Сегодня у нас суббота, и евреям не разрешается выключать свет", или: "Нам этот свет вовсе не нужен". Однако нельзя говорить впрямую: "Выключи свет, пожалуйста".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: