Требования к оформлению контрольной работы. Значение и задачи курса

Значение и задачи курса

 

Курс «Энтомология» имеет цель – изучить теоретические основы и формирование знаний и умений по системе защиты сельскохозяйственных культур от вредителей.

Курс энтомологии включает в себя изучение животных, наносящих повреждения сельскохозяйственным культурам и продуктам их переработки, и меры борьбы с ними. Наибольшее число представителей животного мира, приносящих вред сельскому хозяйству, относится к классу насекомых. Кроме того, ряд вредных видов животных относится к классу паукообразные (растительноядные клещи), брюхоногих моллюсков (голые слизни) и нематод (фитогельминты). Из млекопитающих значительный ущерб причиняют различные виды грызунов.

Изучая энтомологию, студент должен приобрести знания, необходимые для планирования и организации на современном уровне в условиях производства как профилактических, так и истребительных мероприятий по защите растений от сельскохозяйственных вредителей.

Курс энтомологии разделяется на две части: общую и специальную. В первой части рассматриваются теоретические основы энтомологии (диагностика, развитие и строение вредителей, их экология и методы борьбы с ними), во второй - отдельные виды вредителей сельскохозяйственной культуры и методы борьбы с ними.

Изучение энтомологии следует начинать с первой общей части и только после ее освоения переходить ко второй специальной части.

 

 

Методические указания по изучению дисциплины

Изучение общей части ведется по трем следующим темам:

1. основные черты строения и биологии вредителей сельскохозяйственных растений;

2. экология вредителей сельскохозяйственных растений;

3. методы борьбы.

Работая над специальной частью курса, студент должен изучить основные черты биологии отдельных видов вредителей и меры борьбы с ними. Из специальной части курса студент должен получить знания, достаточные для правильной диагностики наиболее распространенных вредителей. Изучая данные о вредителе, необходимо обращать внимание на то, в какой зоне и на каких культурах вредитель наиболее часто встречается; какой внешний вид имеет насекомое и особенно в той фазе развития, в которой оно наносит повреждения; важно знать, какой тип повреждений наносит вредитель растению в различные периоды его развития.

Изучая меры борьбы с вредителями, нужно четко представлять, какие особенности в биологии данного вида обусловливают рекомендацию наиболее эффективной системы мероприятий.

Требования к оформлению контрольной работы

Студент выполняет работу в соответствии с двумя последними цифрами шифра, используя номера вопросов контрольной работы. Номера вопросов контрольной работы находятся на пересечении строк и столбцов, где строка – это предпоследняя цифра, столбец – последняя цифра шифра студента (Таблица 1).

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

· работа должна быть выполнена в компьютерном изложении, грамотно;

· иллюстрирована графиками, таблицами, рисунками, фотографиями;

· четко и последовательно изложены ответы на поставленные вопросы контрольной работы;

· перед ответом на вопрос должен быть указан номер и название вопроса;

· если планом изложения ответа на вопрос задания предусмотрен ответ на ряд пунктов, то ответ на каждый пункт начинают с красной строки, ставя в начале ее № пункта, на который приводится ответ (повторять текст вопроса, содержащегося в пункте, не обязательно);

· план мероприятий по борьбе с вредителями и фенологические календари, составляемые при разработке плана, выполняются на отдельных листах;

· объем контрольной работы не должен превышать 7-10 страниц компьютерного текста с двойным междустрочным интервалом;

· параметры страницы: шрифт-Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал – двойной, выравнивание по ширине, поля – левое-3, правое – не менее 1, нижнее и верхнее – 2 см;

· работа должна быть сблашурована в папке;

· после ответов на все вопросы контрольной работы должна быть приведена используемая литература, которой пользовался студент при подготовке ответов на поставленные вопросы, подпись студента и дата.

При выполнении контрольной работы необходимо обратить внимание на полное соблюдение требований, изложенных в соответствующих разделах настоящих методических указаний. Неполные ответы, заполнение таблиц не по форме, отсутствие рисунков или нечеткие рисунки недопустимы. Работы с такими недостатками зачитываться не будут.

 

Содержание работы

Выполняя задание по контрольной работе, студент: а) отвечает на 5 вопросов, б) выполняет 5 рисунков, в) составляет фенологические календари для 3-х видов вредителей сельскохозяйственных культур, г) составляет план мероприятий по борьбе с этими 3-мя видами.

 

Задания для контрольной работы

План изложения ответов

Отвечая на 1-й вопрос, студент описывает основные особенности внешнего и внутреннего строения и биологии следующих групп животных: 1) насекомых, 2) из паукообразных - клещей, 3) из моллюсков – брюхоногих, 4) из круглых червей – нематод, 5) из млекопитающих – грызунов и зайцеобразных.

Характеризуя насекомых, клещей, нематод и слизней, надо последовательно (в порядке постановки вопросов) изложить ответы на следующие вопросы:

1. Характерные черты внешнего строения (деление тела на отделы и конечности)

2. Наличие и особенности основных систем органов, участвующих в обмене веществ.

3. Строение ротового аппарата.

4. Характер наносимого вреда (наиболее обычный тип причиняемых повреждений).

5. Какие фазы развития входят в жизненный цикл.

6. Наиболее распространенные вредители сельскохозяйственных культур.


Таблица 1

Номера вопросов контрольной работы

Последняя цифра шифра Предпоследняя цифра шифра
                   
  1, 6, 40, 77, 100 1, 9, 43, 80, 100 1, 2, 36, 73, 100 1, 8, 42, 79, 100 1, 3, 37, 74, 100 1, 10, 44, 81, 100 1, 7, 41, 78, 100 1, 4, 38, 75, 100 1, 11, 45, 82, 100 1, 5, 39, 76, 100
  1, 16, 50, 87, 100 1, 19, 53, 90, 100 1, 12, 46, 83, 100 1, 18, 52, 89, 100 1, 13, 47, 84, 100 1, 20, 54, 91, 100 1, 17, 51, 88, 100 1, 14, 48, 85, 100 1, 21, 55, 92, 100 1, 15, 49, 86, 100
  1, 26, 60, 97, 100 1, 29, 36, 99, 100 1, 22, 56, 93, 100 1, 28, 62, 99, 100 1, 23, 57, 94, 100 1, 30, 63, 73, 100 1, 27, 61, 98, 100 1, 24, 58, 95, 100 1, 31, 64, 74, 100 1, 25, 59, 96, 100
  1, 2, 70, 79, 100 1, 5, 39, 82, 100 1, 32, 66, 75, 100 1, 4, 38, 81, 100 1, 33, 67, 76, 100 1, 6, 40, 83, 100 1, 3, 37, 80, 100 1, 34, 68, 77, 100 1, 7, 41, 84, 100 1, 35, 69, 78, 100
  1, 12, 46, 89, 100 1, 15, 49, 71, 100 1, 8, 42, 85, 100 1, 14, 48, 99, 100 1, 9, 43, 76, 100 1, 16, 50, 72, 100 1, 13, 47, 90, 100 1, 10, 44, 87, 100 1, 17, 51, 73, 100 1, 11, 45, 88, 100
  1, 22, 55, 78, 100 1, 25, 58, 81, 100 1, 18, 52, 74, 100 1, 24, 57, 80, 100 1, 19, 69, 75, 100 1, 26, 59, 82, 100 1, 23, 56, 79, 100 1, 20, 53, 77, 100 1, 27, 60, 83, 100 1, 21, 54, 77, 100
  1, 32, 65, 88, 100 1, 35, 68, 91, 100 1, 28, 61, 84, 100 1, 34, 67, 90, 100 1, 29, 62, 85, 100 1, 2, 69, 92, 100 1, 33, 66, 89, 100 1, 30, 63, 86, 100 1, 30, 70, 93, 100 1, 31, 64, 87, 100
  1, 8, 41, 98, 100 1, 11, 44, 71, 100 1, 4, 37, 94, 100 1, 10, 43, 99, 100 1, 5, 38, 95, 100 1, 12, 45, 72, 100 1, 9, 42, 99, 100 1, 6, 39, 96, 100 1, 13, 46, 73, 100 1, 7, 40, 97, 100
  1, 18, 51, 78, 100 1, 23, 54, 81, 100 1, 14, 47, 74, 100 1, 20, 53, 80, 100 1, 15, 48, 75, 100 1, 24, 55, 82, 100 1, 19, 52, 79, 100 1, 16, 49, 76, 100 1, 25, 56, 83, 100 1, 17, 50, 77, 100
  1, 28, 61, 88, 100 1, 32, 64, 91, 100 1, 24, 57, 84, 100 1, 30, 63, 90, 100 1, 25, 58, 85, 100 1, 32, 65, 92, 100 1, 29, 62, 89, 100 1, 26, 59, 86, 100 1, 33, 66, 93, 100 1, 27, 60, 87, 100

 


В отношении грызунов и зайцеобразных следует указать:

1. Характерные черты строения ротового аппарата.

2. Наиболее распространенные виды вредителей сельскохозяйственных культур из отряда грызунов.

3. Описать биологию одного – двух видов.

При ответе на вопросы 60-69 следует использовать форму таблицы 2.

Отвечая на вопрос 100, надо привести характеристику следующих отрядов: прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые, бахромчатокрылые, жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые и двукрылые, использовать таблицу 2.

 

Таблица 2

Сравнительная характеристика отрядов насекомых

    Название отряда   Тип ротового аппарата   Число пар крыльев и их строение Для насекомых с полным превращением   Другие признаки
тип личинки (указать число пар ног и направленность головы) тип куколки
           

 

 

Если в числе вопросов, на которые студенту предстоит ответить, встречается вопрос, требующий характеристики одного какого-либо вида вредителя, то надо принять следующий план:

1) систематическое положение (отряд, семейство); 2) характерные черты внешнего строения; 3) распространение; 4) биология; 5) тип причиняемого повреждения; 6) меры борьбы.

 

Вопросы для выполнения контрольной работы

1. Краткая характеристика групп животных, среди которых имеются вредители сельскохозяйственных культур.

2. Сравнительная характеристика грызущего и колюще-сосущего ротовых аппаратов.

3. Строение головы и усиков насекомых, типы усиков; привести примеры.

4. Особенности строения и жилкования крыльев насекомых.

5. Строение и типы ног насекомых, их функциональная нагрузка.

6. Строение грудного отдела и его придатки.

7. Строение брюшка насекомых и его придатки.

8. Строение кровеносной системы насекомых и ее функции.

9. Строение пищеварительной системы насекомых. В каких отделах пищеварительной системы осуществляется механическая и химическая переработка пищи?

10. Выделительная система, ее строение и функции.

11. Строение и функции дыхательной системы у насекомых.

12. Экскреция насекомых.

13. Инкреция насекомых.

14. Половая система самок насекомых, ее строение и функции.

15. Половая система самцов насекомых, ее строение и функции.

16. Типы метаморфоза, встречающиеся у насекомых.

17. Типы яиц и особенности эмбриогенеза насекомых.

18. Характерные особенности строения различных типов личинок насекомых.

19. Типы куколок, встречающиеся у насекомых, их сравнительная характеристика.

20. Различные типы размножения, встречающиеся у насекомых.

21. Температура и ее воздействие на насекомых.

22. Что такое порог развития и сумма эффективных температур, необходимая для развития насекомых?

23. Влажность и ее значение в жизни насекомых. Кто такие гигрофилы, мезофиллы, ксерофилы? Привести примеры

24. Какие существуют защитные механизмы, предотвращающие гибель насекомых в условиях резко изменяющейся влажности?

25. Вода и почва как особые среды обитания для насекомых. Значение насекомых в почвообразовательном процессе.

26. Основные морфофункциональные приспособления насекомых к обитанию в почве.

27. Жизненные циклы насекомых.

28. Диапауза насекомых и ее виды.

29. Биотические факторы и их значение в жизни насекомых.

30. Особенности пищевой специализации, встречающиеся у насекомых.

31. Основные типы повреждений, наносимых растениям вредителями.

32. Дайте характеристику полифагам, олигофагам и монофагам; приведите примеры этих групп из числа фитофагов и зоофагов.

33. Антропогенные факторы и их значение в жизни насекомых, приведите примеры; чем отличается агроценоз от биоценоза.

34. Таксоны, применяемые в классификации насекомых; понятие вида.

35. Общая характеристика методов борьбы, используемых против вредителей сельскохозяйственных культур.

36. Агротехнический метод борьбы, его преимущества и недостатки.

37. Значение разных сроков сева, севооборота и борьбы с сорняками в защите растений.

38. Значение пространственной изоляции и подбор устойчивых к вредителям сортов сельскохозяйственных культур защите растений.

39. Карантин растений. Что такое карантинные вредители, объекты внешнего и внутреннего карантина?

40. Охарактеризуйте биологию 2-3 видов карантинных вредителей.

41. Химический метод борьбы, его преимущества и недостатки.

42. Использование половых аттрактантов и гормонов в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур.

43. Биологический метод борьбы, его преимущества и недостатки.

44. Физико-механический метод борьбы с вредителями, его преимущества и недостатки; привести примеры.

45. Генетический метод борьбы с вредителями.

46. Интегрированный метод защиты растений, привести примеры.

47. Основные направления в организации службы защиты растений.

48. Классификация типов повреждений, наносимых насекомыми.

49. Характеристика подкласса клещей и разделение его на основные отряды.

50. Морфологическая характеристика класса нематод и подразделение его на отряды.

51. Сравнительная характеристика основных семейств отряда грызунов, среди которых встречаются вредные виды.

52. Морфологические и биологические особенности отряда прямокрылых.

53. Морфологические и биологические особенности отряда полужеткокрылых.

54. Морфологические и биологические особенности отряда равнокрылых.

55. Морфологические и биологические особенности отряда жесткокрылых.

56. Морфологические и биологические особенности отряда бахромчатокрылых.

57. Морфологические и биологические особенности отряда двукрылых.

58. Морфологические и биологические особенности отряда перепончатокрылых.

59. Морфологические и биологические особенности отряда чешуекрылых.

60. Сравнительная морфологическая характеристика насекомых с полным и неполным превращением.

61. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов прямокрылых и полужесткокрылых.

62. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов равнокрылых и бахромчатокрылых.

63. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов жесткокрылых и чешуекрылых.

64. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов жесткокрылых и перепончатокрылых.

65. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов жесткокрылых и двукрылых.

66. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов перепончатокрылых и чешуекрылых.

67. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов двукрылых и чешуекрылых.

68. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов перепончатокрылых и двукрылых.

69. Сравнительная морфологическая характеристика отрядов чешуекрылых и жесткокрылых.

70. Медведка обыкновенная, биология и меры борьбы.

71. Луговой мотылек, биология и меры борьбы.

72. Стеблевой кукурузный мотылек, биологические особенности и меры борьбы.

73. Жуки-щелкуны, вредители сельскохозяйственных культур, их биология и меры борьбы.

74. Майские хрущи, биология, меры борьбы.

75. Озимая совка, биология, меры борьбы.

76. Злаковые мухи (гессенская, шведская, зеленоглазка), их биология и меры борьбы.

77. Хлебные жуки, биология и меры борьбы.

78. Вредный клоп-черепашка, биология, меры борьбы.

79. Обыкновенный свекловичный долгоносик, биология, меры борьбы.

80. Свекловичная минирующая муха, биология, меры борьбы.

81. Капустная совка и капустная белянка, биология, меры борьбы.

82. Весенняя и летняя капустные мухи, их биология и меры борьбы.

83. Капустная тля, цикл развития и меры борьбы.

84. Колорадский картофельный жук, биология и меры борьбы.

85. Стеблевая картофельная нематода, биология, меры борьбы.

86. Клеверный долгоносик-семяед, биология и меры борьбы.

87. Гороховая и фасолевая зерновки, биология и меры борьбы.

88. Яблонная плодожорка, биология, меры борьбы.

89. Яблонный цветоед, биология, меры борьбы.

90. Жуки-трубковерты, вредящие плодовым культурам, биология, меры борьбы.

91. Боярышница и златогузка, их биология и меры борьбы.

92. Кольчатый и непарный шелкопряды, биология и меры борьбы.

93. Зеленая яблонная тля и яблонная медяница, биология, меры борьбы.

94. Малинный жук и землянично-малинный долгоносик, биология и меры борьбы.

95. Крыжовниковая пяденица и крыжовниковая огневка, биология, меры борьбы.

96. Амбарный и рисовый долгоносики, биология, меры борьбы.

97. Большой и малый мучные хрущики, биология, меры борьбы.

98. Биологические особенности мельничной огневки и зерновой моли, меры борьбы.

99. Комплекс мероприятий по борьбе с вредителями зерна и зернопродуктов при хранении.

100. Сравнительная характеристика отрядов насекомых с полным и неполным превращением.

6) Выполнение рисунков

К работе должны быть приложены на отдельных листах пять рисунков:

1) внешнее строение тела насекомого;

2) жилкование крыльев у насекомых (с обозначением названий жилок);

3) внутреннее строение насекомого;

4) внешнее строение тела клеща;

5) внешнее строение брюхоногого моллюска.

Выполняя рисунки, студент может воспользоваться иллюстрациями, приведенными в книгах. В правой нижней части рисунка следует указать из какой книги использована иллюстрация.

При этом, прежде чем приступить к срисовыванию, необходимо подробно ознакомиться с рисунками в книге и разобраться в деталях. Сделанные студентом рисунки должны быть снабжены достаточно подробными под­писями. Хорошо, если студент использует цветные карандаши, выделяя цветом различные системы органов.

в) Составление календарного плана по борьбе с вредителями

Эта работа синтетическая, требующая обобщения знаний, накопленных при изучении всех разделов курса, и от того, насколько успешно проработан и закреплен материал курса, зависит успешность выполнения работы по составлению кален­дарного плана мероприятий по борьбе с вредителями. Студент-заочник должен представить заполненными по форме (см. таблицы 3 и 4): а) план мероприятий по борьбе с вредителями и б) фенологические календари тех вредителей, борьба с которыми предусматривается пла­ном работ. В календарный план мероприятий включается си­стема мер по защите одной из культур от 3—4 основных ви­дов вредителей. Студент-заочник использует данные по тому хозяйству, в котором он работает.

План мероприятий представляется по следующей форме (табл.3).

 

Таблица 3

ФОРМА ПЛАНА РАБОТ ПО БОРЬБЕ С ВРЕДИТЕЛЯМИ

Календарный план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: