Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Понимание свободы противостоит волюнтаризму.
Сенсуализм – (от лат. Sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в философии, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм выводит все содержания познания исключительно из деятельности органов чувств. Видными представителями сенсуализма были Дж.Локк, Т.Гоббс, П.Гассенди, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Фейербах.
Система – (от греч.- целое, составленное из частей соединение) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.
Способ производства – понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств, осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений
Справедливость и несправедливость – нормативные понятия морали, играющие большую роль и в социально-политическом сознании масс. В понятиях с. и н. Существующее (или несуществующее) положение вещей характеризуется как должное, соответствующее сущности и правам человека, или, наоборот, как то, что противоречит им и потому должно быть устранено.
Страта – общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (образовательным, возрастным и т.д.). Всегда противопоставляется марксистскому понятию «класс».
Схоластика – (греч. cholasticos – школьный) средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии.
Субстанция – предельное основание мира, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому, и самостоятельно существующему. Субстанциональный принцип в истории философии выступал в форме монизма (учение, исходящее на одной субстанции в объяснении мира. Монизм может выступать в форме материализма (Гольбах, Дидро, Маркс) и идеализма (Платон, Гегель), дуализма (исходит из равноправного существования двух субстанций – духовного и материального (Декарт); и плюрализма (исходит из существования множественности субстанций (К.Гартман).
Сциентизм – (от лат. scientia – знание, наука) мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм выдвигает науку в качестве научного эталона всей культуры.
Техносфера – совокупность орудий труда, с помощью которых естественная природа преобразуется в искусственный мир.