Экологический кризис – глобальные, негативные изменения биосферы спровоцированные техногенной деятельностью человека. Эмпирический – основанный на опыте

Эмпиризм – (от греч. Empeiris – опыт) направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как писание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму, в качестве целостной концепции сформулирован в 17-18 веках.

Этика – раздел философии, изучающий мораль, нравственность.

Явление – философская категория в паре с категорией сущности, отражающая формы предметного мира и его познание человеком. Явление – внешняя форма существования предмета.

Ян и Инь – основные понятия древней китайской философии. Первоначально ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних, самых решительных противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т.д. Учение о дуализме сил инь-ян – непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т.д.

 


Вопросы зачета

1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия. Основные философские проблемы и специфика их развития. Структура философского знания. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.

2. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.

3. Человек и космос в философии даосизма.

4. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке.

5. Натурфилософия античности: проблема субстанции.

6. Учение софистов. Философия Сократа.

7. Платон как родоначальник идеализма: учение о мире идей.

8. Аристотель – энциклопедист античной философии: учение о материи и форме, представления о государственном устройстве.

9. Основные проблемы средневековой мысли: вера и разум, спор об универсалиях.

10. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

11. Проблема достоверности знаний в философии Нового времени: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

12. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира.

13. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.

14. Гносеология и этика И.Канта.

15. Объективный идеализм и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Противоречие между методом и системой (Абсолютный идеализм и диалектика).

16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

17. Социально-экономические, политические, естественно - научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма.

18. Марксизм: диалектико-материалистические взгляды на природу и общество, исторический материализм.

19. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

20. Основные черты и периодизация русской философии.

21. Особенности философской мысли XVIII в. – М.Ломоносов, А.Н.Радищев.

22. Русская философия XIX века: П.Я.Чаадаев и А.И.Герцен, славянофилы и западники.

23. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма.

24. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский.

25. Характерные черты философской мысли конца IХ –нач.ХХ в. Философский иррационализм.

26. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг).

27. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

28. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П. Сартр, К.Ясперс).

29. Философия постмодернизма.

30. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Л. Витгенштейн, Б.Рассел, К.Поппер, И. Лакатос).

31. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.

32. Материя как философская категория. Структура материи. Понятия движения, пространства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

34. Историко-философские концепции природы и сущности человека.

35. Природа, общество, человек. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

36. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидуум».

37. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях.

38. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство.

39. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций.

40. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Понятие исторического прогресса.

41. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.

42. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.

43. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

44. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.

45. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.

46. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы. Принципы научного познания.

47. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.

48. Научные революции и смены типов рациональности.

49. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

50. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

51. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.

52. Будущее человечества: перспективы развития современной цивилизации.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению контрольных работ по философии для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

 

Составитель Григорьева Елена Сергеевна

В авторской редакции

Компьютерный набор Е.С.Григорьевой

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 3,1. Уч.-изд. л. 2,9. Тираж экз. «С» 35.

Зак. №.

 

 

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: