Эмпиризм – (от греч. Empeiris – опыт) направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как писание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму, в качестве целостной концепции сформулирован в 17-18 веках.
Этика – раздел философии, изучающий мораль, нравственность.
Явление – философская категория в паре с категорией сущности, отражающая формы предметного мира и его познание человеком. Явление – внешняя форма существования предмета.
Ян и Инь – основные понятия древней китайской философии. Первоначально ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних, самых решительных противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т.д. Учение о дуализме сил инь-ян – непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т.д.
Вопросы зачета
1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия. Основные философские проблемы и специфика их развития. Структура философского знания. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.
2. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.
3. Человек и космос в философии даосизма.
4. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке.
5. Натурфилософия античности: проблема субстанции.
6. Учение софистов. Философия Сократа.
7. Платон как родоначальник идеализма: учение о мире идей.
8. Аристотель – энциклопедист античной философии: учение о материи и форме, представления о государственном устройстве.
9. Основные проблемы средневековой мысли: вера и разум, спор об универсалиях.
10. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.
11. Проблема достоверности знаний в философии Нового времени: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).
12. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира.
13. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.
14. Гносеология и этика И.Канта.
15. Объективный идеализм и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Противоречие между методом и системой (Абсолютный идеализм и диалектика).
16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
17. Социально-экономические, политические, естественно - научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма.
18. Марксизм: диалектико-материалистические взгляды на природу и общество, исторический материализм.
19. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.
20. Основные черты и периодизация русской философии.
21. Особенности философской мысли XVIII в. – М.Ломоносов, А.Н.Радищев.
22. Русская философия XIX века: П.Я.Чаадаев и А.И.Герцен, славянофилы и западники.
23. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма.
24. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский.
25. Характерные черты философской мысли конца IХ –нач.ХХ в. Философский иррационализм.
26. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг).
27. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
28. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П. Сартр, К.Ясперс).
30. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Л. Витгенштейн, Б.Рассел, К.Поппер, И. Лакатос).
31. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.
32. Материя как философская категория. Структура материи. Понятия движения, пространства и времени.
33. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.
34. Историко-философские концепции природы и сущности человека.
35. Природа, общество, человек. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
36. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидуум».
37. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях.
38. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство.
39. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций.
40. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Понятие исторического прогресса.
41. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.
42. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.
43. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
44. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.
45. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.
46. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы. Принципы научного познания.
47. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.
48. Научные революции и смены типов рациональности.
49. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).
50. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.
51. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.
52. Будущее человечества: перспективы развития современной цивилизации.
по выполнению контрольных работ по философии для студентов всех специальностей
заочной формы обучения
Составитель Григорьева Елена Сергеевна
В авторской редакции
Компьютерный набор Е.С.Григорьевой
Подписано в печать. Формат 60х84/16.
Бумага для множительных аппаратов.
Усл. печ. л. 3,1. Уч.-изд. л. 2,9. Тираж экз. «С» 35.
Зак. №.
ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»
394026 Воронеж, Московский просп., 14