Отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему

Патристика – (лат. Pater - отец) – христианское богословие 2-8 вв., апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

Первоматерия – натурфилософское понятие, исходящее из вещественно-субстратного принципа, лежащего в основании мира (вода – Фалеса, огонь – Гераклита, голиомерии – Анаксагора и др.).

Позитивизм – (франц. Positivisme – положительный) философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Создателем позитивизма был Огюс Конт. Истории философии известно 3 формы позитивизма: 1) позитивизм (середина Х1Х века – О.Конт, Г.Спенсер); 2) махизм или второй позитивизм (конец Х1Х – начало ХХ в. – Э.Мах, Авенариус); 3) логический позитивизм или лингвистическая философия (20 годы ХХ века Карнап, Шлик, Витгенштейн).

Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. наряду с государством в нее входят партии, профсоюзы и др. организации.

Постиндустриальное общество – общество, в основе которого лежат интеллектуальные технологии. Ведущей ценностью данного общества является информация.

Право – система норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика многогранна и имеет различные уровни.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. В своем развитии неорганическая природа закономерно порождает органическую (биосфера).

Проблемы глобальные – это проблемы, которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности; решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества.

Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.

Прогнозирование – совокупность приемов и методов, используемых для построения моделей будущего.

Производственные отношения – отражают существующие в любом обществе объективные, материальные, от сознания людей независящие отношения, которые складываются между ними в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ.

Производительные силы – органическое единство накопленного и живого труда, т.е. совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности. К личным элементам относятся люди, которые производят средства руда и приводят их в движение. Определяющим вещественным элементом производственных сил являются орудия производства, машины, комплексы машин.

Психоанализ – метод психотерапии и психологическое умение, стоящее в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации (был разработан в конце Х1Х – начале ХХ веков З.Фрейдом). С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах – динамическом, энергетическом и структурном. На первом этапе развития было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализе позднее (З.Фрейд «Я» и «Оно», 1923). Третья психическая структура – «Сверх – Я» формируется в результате усвоения социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. Психоанализ исходит из того, что травматические события, аффективные переживания, не исполнившиеся желания не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в зашифрованной форме, в виде невротических комплексов.

Разум и рассудок – философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Детальная разработка принадлежит И.Канту. рассудок мыслит упорядоченное, систематизированное, он всегда носит конечный, ограниченный характер, т.к. конечно и ограничено содержание, порождаемое чувственным познанием. Разум же стремится найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Но разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия – антиномии.

Рационализм – (от франц. Rationalisme – разумный, разум) – философское направление, признающий разум основой познания и поведения людей. Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Видными представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц.

Реализм – религиозно-философское учение, исходящее из первичности сверхчувственных общих идей (бог, мировая душа). В средние века реализм был одним из течений схоластики, возникшем в ходе спора с номинализмом об универсалиях (А.Кентерберийский, Г.Шартрский).

Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. формами бытия (возможными, вероятными и т.п.). В исторической философии реальность отличалась от действительности, т.е. реальность большей частью трактовалась как бытие чего-либо существенного в данной вещи, как бытие ее самой.

Религия – вера в сверхъестественное, которая характеризуется тремя особенностями: во-первых, вера в реальное существование сверхъестественного. Именно здесь проходит водораздел между народной сказкой и религиозным мифом, искусством и религией. Во-вторых, религиозная вера обязательно предполагает эмоциональное отношение к сверхъестественному. Верующий человек не просто представляет сверхъестественное, но и верит в его реальность. В-третьих, вера в сверхъестественное включает в себя убеждение в существовании особых двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным. Религиозный человек верит не в абстрактного «философского» бога, а в бога, представленного в виде личности, которому можно помолиться, дать обет, у которого можно вымолить прощение, облегчение горестей и невзгод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: