Раздел 3. Функционирование организации

Тема 3.1 Основы планирования в организации

1. Сущность и задачи планирования

2. Принципы планирования

3. Методы планирования

4. Виды планирования

5. Понятие и расчет производственной мощности

6. Формирование плана производства и реализации продукции

7. Бизнес-план

1. Сущность и задачи планирования

 

Планирование - процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличение объёма объёма продаж и прибыли предприятия.

Планирование является главной функцией управления производством, поскольку успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и соответствующего ресурсного обеспечения.

Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:

1) выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

2) увеличение объёма продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;

3) повышение конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качества, освоение новых видов изделий, услуг и снижение цен на них;

4) снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;

5) создание новых рабочих мест.

Планирование призвано выполнять рядфункций:

1) постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения;

2) формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;

3) согласование деятельности отдельных подразделений и служб предприятия во времени и по количественным показателям;

4) определение направлений и путей социального развития коллектива предприятия;

5) решение задач по охране окружающей среды, правильному использованию природных ресурсов.

Сложность планирования в современных условиях заключается в том, что некоторые макроэкономические процессы (например, кризисы, забастовки) вообще не поддаются точному планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объёмы спроса и др., не обладают высокой степенью достоверности и точности.

Поэтому зачастую планирование базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

 

2. Принципы планирования

 

Принципыотправные основополагающие понятия, определяющие задачи, направления и характер разработки планов, а также проверки их выполнения. Правильное их применение создает предпосылки для эффективной работы, уменьшает возможность появления отрицательных результатов.

Для обеспечения эффективной работы предприятия и уменьшения возможности отрицательных результатов планирования оно должно базироваться на следующих принципах:

1) Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

2) Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к оперативным, необходимость взаимодействия между долгосрочными и краткосрочными планами.

3) Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы должны содержать резервы, называемые иначе "надбавками безопасности" или "подушками".

При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, поскольку слишком большие резервы влекут за собой неточность разрабатываемых планов, слишком низкие пределы приводят к частым их изменениям.

4) Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

5) Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальная трудоёмкость, материалоёмкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

6) Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, т.е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций.

Это позволяет объединить оперативное руководство и планирование; способствует развитию личности всех работников, занимающихся планированием; обеспечивает облегчение процесса обмена информацией внутри предприятия и т.д.

7) Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Все перечисленные основные принципы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей.

 

3. Методы планирования

Реализация принципов в планировании осуществляется посредством использования разнообразных методов.

Методы планирования – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании.

Все методы могут применяться отдельно и в комплексе.

Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать их сущность, возможности применения.

К основным методам планирования относятся:

- балансовый,

- опытно-статистический,

- нормативный,

- экономико-математический.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.

С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.

Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

Наиболее распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации, теории графов и др.

В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как

- метод чувствительности,

- проверка устойчивости,

- предельного анализа,

- нормы прибыли на вложенный капитал и др.

Эти методы присущи планированию в условиях рыночной экономики и ранее в отечественной практике не рассматривались.

Анализ чувствительности – позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого мероприятия. Анализ чувствительности может использоваться:

1. Для выявления факторов наиболее влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия (изменение дохода в зависимости от изменения цен на продукцию, сырье, объема выпуска и пр.).

Знание этих факторов и их влияния позволяет заранее выявить и учесть, а, следовательно, и уменьшить их негативные последствия.

2. Для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении их в план. Для каждого проекта определяется чувствительность к изменению различных факторов: цен, объема продаж, процентных ставок по кредиту. Предпочтение отдается наименее чувствительному критерию.

Проверка устойчивости. По форме данный метод похож на анализ чувствительности.

Его главная цель – предвидеть ход развития событий в процессе реализации плана, который могут произойти во внешнем окружении и внутренней среде предприятия.

Суть метода – разработка сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана.

Определяются доходы, потери, показатели эффективности.

Достоинством данного метода является то, что он позволяет оценить одновременное влияние нескольких параметров на конечные результаты.

Предельный анализ. Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия.

Если прибыль – цель предприятия, то предельный анализ – важный метод ее достижения.

Предельный анализ в планировании может быть использован для установления цен на продукцию, объемов продаж и др. Одним из вариантов предельного анализа является точка безубыточности.

Норма прибыли на вложенный капиталважнейший инструмент планирования. В основе этого метода лежит расчет, показывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. С его помощью определяется целесообразность капитальных вложений, планируются затраты, производится оценка эффективности прошлых плановых решений.

К основным преимуществам данного метода следует отнести его простоту, соответствие главной цели деятельности предприятия, а также то, что он не связан с объемом продаж.

Сегодня при расчете данного показателя используются различные виды капитала, что значительно расширяет зону его применения. Так, норма прибыли на собственный капитал характеризует финансовые результаты работы, на используемый капитал – является показателей деятельности предприятия и т.д.

 

4. Виды планирования

1. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчётов различают:

а) перспективное (долгосрочное) планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

б) среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий 5-летний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути дела, краткосрочный план.

в) текущее (краткосрочное) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.

2. По содержанию плановых решений выделяют:

1) Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично развивающейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределённость перспективы.

В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

2) Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия.

В ходе тактического планирования составляется план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

3) Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы.

Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

4) Бизнес-планирование имеет целью оценку целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

3. По сферам планирования выделяют следующие функциональные планы:

а) план маркетинга (сбыта);

б) план производства (производственная программа, подготовка производства и др.);

в) планирование персонала (потребности, переподготовки);

г) план издержек производства и обращения;

д) план финансов;

е) план материально-технического обеспечения.

4. В производственно-структурном аспекте планы бывают:

a. корпоративные;

b. самостоятельных экономических единиц;

c. отдельных подразделений.

5. По форме планов различают:

а) программа – определяет развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Например, программы по совершенствованию технологии, контроля качества и т.д. Включает основные положения и цели деятельности. Программа может содержать несколько проектов;

б) проекты – весь процесс налаживания какой-либо деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов, и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечат реализацию идеи. В отличие от программы, имеют установленную стоимость, график выполнения, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг.

Конечными целями программы и проекта является создание и освоение в производстве новой техники, технологий, содействующих выходу отечественной продукции на мировой уровень.

В практической деятельности предприятия используют различные виды планов, или их комбинацию. Совокупность различных видов планов, применяемых одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называют формой планирования. Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов: специфики предприятия, внешней среды, особенностей самого процесса управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: