Производственная мощность предприятия

Производственная мощность завода рассчитывается по веду­щему цеху. На машиностроительном заводе в большинстве слу­чаев ведущим является выпускающий, т.е. сборочный цех.

Для обоснования производственной мощности предприятия необходимо составить диаграмму производственной мощности.

При построении диаграммы сначала показываются значения производственной мощности ведущих цехов, а затем остальных цехов (рис.1).

Из диаграммы видно, что на предприятии имеются свободные мощности («широкие места») и «узкое место».

Под «узким местом» понимается несоответствие производ­ственной мощности отдельных цехов, участков, агрегатов возмож­ности ведущего оборудования. При наличии «узких мест» необходимо предусмотреть мероприятия направленные на «расшивку узких мест» (увеличение мощности, либо загрузку имеющихся резервов мощностей.)

Наличие «узких мест» на промежуточных стадиях производ­ственного процесса не должно учитываться в расчетах производ­ственной мощности предприятия.

Показателями использования производственной мощности в процессе планирования являются:

- коэффициент использования ПМ, определяемый отношением плановой производственной программы к производственной мощности;

- коэффициент пропускной способности, определяемый как отношение действительного годового фонда времени работы групп оборудования данного подразделения к прогрессивной трудоемкости годовой производственной программы;

- коэффициент загрузки оборудования, определяемый отношением трудоемкости производственной программы к плановому фонду времени рассматриваемого оборудования;

- коэффициент сменности работы оборудования, который определяется как отношение суммы машино-смен в течение суток к общему числу машин, или как отношение общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня станко—смен к количеству станков, работавших в наибольшую смену.

- коэффициент пропорциональности, определяемый отношением ПМцеха к ПМорганизации.

 

6. Формирование плана производства и реализации продукции.

 

Производственная программа (план производства) – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

В плане производства и реализации продукции (производственной программе) определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по удовлетворению потребности населения в продукции, выпускаемой данным хозяйствующим субъектом.

Планирование производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчёта потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Принятая в плане структура производства, объём и уровень его специализации обусловливают характер организации производственного процесса, степень использования производственных мощностей, создают предпосылки для внедрения новой техники и технологии.

 

На основе установленной номенклатуры и объёмов производства разрабатывается план по труду и заработной плате, рассчитывается план по себестоимости продукции, рентабельности производства и т.д. Всё это определяет необходимость тщательного обоснования структуры и объёмов производства и реализации продукции.

Исходными материалами для составления плана производства и реализации продукции являются:

1) данные маркетинговых служб об изучении спроса на продукцию, производимую предприятием;

2) перспективный план технического развития предприятия;

3) мероприятия по повышению эффективности производства и изменению производственных мощностей;

4) договоры на поставку продукции и прогноз изменения спроса на неё;

5) данные о перспективах обеспечения предприятия сырьём и исходными материалами;

6) сведения о наличии нереализованной продукции на начало планового периода.

План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях.

Натуральные показатели – это количественное выражение продукции: штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, метры и др. Позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями.

Условно-натуральные показатели – это количественное выражение однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку. Одно из однородных изделий принимают за условную единицу, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку.

Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.

Основными разделами производственной программы являются:

1) план производства в натуральном выражении;

2) план производства в стоимостном выражении;

3) план продаж.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объём конкретных видов выпускаемой продукции и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей.

Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачественных изделий и способствовать эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В процессе разработки плана производства все объёмные расчёты ведутся по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - укрупнённый перечень наименований продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде.

Ассортимент – развёрнутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции, соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении.

Связь между натуральными и стоимостными объёмами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.

Стоимостными показателями выпуска продукции является валовая, товарная и чистая продукция.

Товарная (изготовленная) продукция включает в себя:

объём выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции;

полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону;

изделия и запчасти для своего капитального строительства и капитального ремонта;

услуги вспомогательных цехов на сторону, своему капитальному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия;

инструменты и приспособления собственного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприятия.

ТП = ГП + ПФ ст. + У + КР + ОБ

где ГП – стоимость готовой продукции, прошедшей контроль и готовой к отгрузке, руб.;

У – стоимость промышленных услуг, руб.;

КР – капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом, руб.;

ОБ – стоимость оборудования собственного изготовления, руб.

Объём валовой продукции (ВП) включает весь объём работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде

Изменение остатков незавершённого производства в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объёма производства в плановом периоде по сравнению с отчётным, передаче выпуска отдельных видов продукции другим предприятиям для создания задела.

ВП = ТП + (НЗП к.г. – НЗП н.г.) + (И к.г. – И н.г.)

где ТП – товарная продукция, руб.;

НЗП - стоимость незавершенного производства, руб.;

И – стоимость инструмента, полуфабрикатов, приспособлений, произведенных для собственных нужд, руб.

 

Объём чистой продукции определяется путём вычитания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных средств.

Применение данного показателя позволяет исключить повторный счёт продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей – производительности труда, фондоотдаче и др.

Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия и представляет собой стоимость товарной продукции за вычетом стоимости материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.

ЧП = ТП – АО – М

где АО – сумма амортизации, руб.;

М – материальные затраты, руб.

 

Третьим разделом производственной программы является план продаж. Он содержит показатели объёма и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развёрнутом ассортименте.

Объём поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При равномерных поставках объём продаж (реализованной продукции) на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции на период времени по формуле:

VРП = ВПср*Т

VРП – планируемый объём продаж, руб;

ВПср – среднесуточный выпуск товаров, руб;

Т – планируемый период продаж, дн.

При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям план продаж обычно составляется на каждый месяц.

По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком: это продукция, уже оплачена покупателем.

Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идёт о показателе реализуемой товарной продукции.

РП = ТП + (ГП н.г. – ГП к.г.)

где ГП н.г., ГП к.г. – стоимость остатков готовой продукции на начало и конец года, руб.

 

7. Бизнес-план

Бизнес-план – документ, определяющий тактически действия организации, как правило, на ближайший год в развитии его стратегии.

Бизнес-план инвестиционного проекта – основной документ, позволяющий обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию в будущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели.

Основная цельбизнес - планирования - показать выгодность предлагаемого проекта, возможности развития производства, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта, тем самым добиться финансового обеспечения бизнеса.

Задачи бизнес - планирования:

- определение перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;

- оценка тех затрат, которые будут необходимы для изготовления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта; сопоставление расходов по предоставлению и доходы от реализации, тем самым, определение потенциальную прибыльность бизнес-проекта;

- обозначение проектных рисков и предложение мероприятий по их минимизации;

- определение критериев и показателей, характеризующих успешность проекта.

Требования и рекомендации к изложению материала в бизнес-плане

План должен удовлетворять следующим требованиям:

- доступность изложения;

- точность и основательность;

- реалистичность и выполнимость.

Бизнес-план должен содержать следующие разделы:

- исполнительное резюме;

- общее описание предприятия;

- продукция и услуги;

- маркетинг;

- производственный план;

- управление и организация;

- финансовый план;

- оценка рисков;

- приложения.

"Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.

В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.

Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.

Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).

Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.

Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании.

В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности и т.д.).

В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.

Анализ инвестиций в структуре бизнес-плана

Инвестиции – совокупность затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода и (или) достижения иного полезного эффекта. Компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, в обновление изношенного и устаревшего оборудования для улучшения эффективности по затратам, увеличить расходы по продвижению товаров на рынок с целью получения коммерческой прибыли от большего объема деятельности.

Необходимо оценить целесообразность вложения средств, как в производство, так и в ценные бумаги, сравнив привлекательность данного проекта с альтернативными возможностями вложения средств с целью максимизации доходов при приемлемом уровне риска. Важно учитывать в оценках временной фактор – чем больший период времени затрагивает проект, тем выше степень риска и неопределенность последствий.

При разработке финансовой части бизнес-плана необходимо помнить, что основные элементы финансовой модели проекта - план движения денежных средств, план прибылей и убытков, балансовый план, финансовые показатели – должны быть взаимоувязаны и не содержать противоречивых данных.

Существует несколько методов анализа инвестиционных проектов:

- метод расчета периода окупаемости проекта;

- метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;

- метод чистой дисконтированной стоимости;

- метод внутренней нормы рентабельности.

Каждый метод дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Методы отличаются по сложности в понимании и применении, доступности исходной информации, количеству учтенных факторов, надежности результатов. Их комплексное применение дает наиболее точную оценку эффективности проекта.

Ошибки бизнес-планирования

Бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.

Основные причины ошибок бизнес-планирования на малых предприятиях следующие:

- недостаток средств у предпринимателя для обращения к услугам профессиональных проектировщиков;

- недостаточность знаний и опыта для самостоятельной разработки бизнес-плана;

- недостаток времени для тщательной проработки разделов плана.

Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:

- занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора; не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);

- завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);

- ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности, фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);

- недостаточная проработка юридических вопросов;

- проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».

Реализация бизнес-плана

Независимо от того, для каких целей создается план, он становится бесполезным, если компания не работает над его воплощением постоянно.

Некоторые рекомендации:

- составьте график реализации бизнес-плана, который объединит различные стадии реализации в последовательную схему действий; определите продолжительность каждой стадии;

- распределите обязанности сразу же, как сформировали план, сразу же начинайте контролировать;

- документируйте все данные реализации для последующей корректировки планов;

- учитесь на ошибках и старайтесь не повторять их;

- разрабатывайте несколько альтернативных прогнозов изменения значений исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития ситуации.

Главная задача бизнес-плана – сделать планирование неотъемлемой частью деятельности, осуществлять постоянный мониторинг и контроль. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это итерационный процесс, точные детали плана меняются компанией каждый год, цели пересматриваются и уточняются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: