Производственная мощность завода рассчитывается по ведущему цеху. На машиностроительном заводе в большинстве случаев ведущим является выпускающий, т.е. сборочный цех.
Для обоснования производственной мощности предприятия необходимо составить диаграмму производственной мощности.
При построении диаграммы сначала показываются значения производственной мощности ведущих цехов, а затем остальных цехов (рис.1).
Из диаграммы видно, что на предприятии имеются свободные мощности («широкие места») и «узкое место».
Под «узким местом» понимается несоответствие производственной мощности отдельных цехов, участков, агрегатов возможности ведущего оборудования. При наличии «узких мест» необходимо предусмотреть мероприятия направленные на «расшивку узких мест» (увеличение мощности, либо загрузку имеющихся резервов мощностей.)
Наличие «узких мест» на промежуточных стадиях производственного процесса не должно учитываться в расчетах производственной мощности предприятия.
|
|
Показателями использования производственной мощности в процессе планирования являются:
- коэффициент использования ПМ, определяемый отношением плановой производственной программы к производственной мощности;
- коэффициент пропускной способности, определяемый как отношение действительного годового фонда времени работы групп оборудования данного подразделения к прогрессивной трудоемкости годовой производственной программы;
- коэффициент загрузки оборудования, определяемый отношением трудоемкости производственной программы к плановому фонду времени рассматриваемого оборудования;
- коэффициент сменности работы оборудования, который определяется как отношение суммы машино-смен в течение суток к общему числу машин, или как отношение общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня станко—смен к количеству станков, работавших в наибольшую смену.
- коэффициент пропорциональности, определяемый отношением ПМцеха к ПМорганизации.
6. Формирование плана производства и реализации продукции.
Производственная программа (план производства) – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
В плане производства и реализации продукции (производственной программе) определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по удовлетворению потребности населения в продукции, выпускаемой данным хозяйствующим субъектом.
Планирование производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчёта потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Принятая в плане структура производства, объём и уровень его специализации обусловливают характер организации производственного процесса, степень использования производственных мощностей, создают предпосылки для внедрения новой техники и технологии.
|
|
На основе установленной номенклатуры и объёмов производства разрабатывается план по труду и заработной плате, рассчитывается план по себестоимости продукции, рентабельности производства и т.д. Всё это определяет необходимость тщательного обоснования структуры и объёмов производства и реализации продукции.
Исходными материалами для составления плана производства и реализации продукции являются:
1) данные маркетинговых служб об изучении спроса на продукцию, производимую предприятием;
2) перспективный план технического развития предприятия;
3) мероприятия по повышению эффективности производства и изменению производственных мощностей;
4) договоры на поставку продукции и прогноз изменения спроса на неё;
5) данные о перспективах обеспечения предприятия сырьём и исходными материалами;
6) сведения о наличии нереализованной продукции на начало планового периода.
План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях.
Натуральные показатели – это количественное выражение продукции: штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, метры и др. Позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями.
Условно-натуральные показатели – это количественное выражение однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку. Одно из однородных изделий принимают за условную единицу, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку.
Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.
Основными разделами производственной программы являются:
1) план производства в натуральном выражении;
2) план производства в стоимостном выражении;
3) план продаж.
При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объём конкретных видов выпускаемой продукции и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей.
Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачественных изделий и способствовать эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В процессе разработки плана производства все объёмные расчёты ведутся по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - укрупнённый перечень наименований продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде.
Ассортимент – развёрнутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции, соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.
Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении.
Связь между натуральными и стоимостными объёмами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.
|
|
Стоимостными показателями выпуска продукции является валовая, товарная и чистая продукция.
Товарная (изготовленная) продукция включает в себя:
объём выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции;
полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону;
изделия и запчасти для своего капитального строительства и капитального ремонта;
услуги вспомогательных цехов на сторону, своему капитальному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия;
инструменты и приспособления собственного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприятия.
ТП = ГП + ПФ ст. + У + КР + ОБ
где ГП – стоимость готовой продукции, прошедшей контроль и готовой к отгрузке, руб.;
У – стоимость промышленных услуг, руб.;
КР – капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом, руб.;
ОБ – стоимость оборудования собственного изготовления, руб.
Объём валовой продукции (ВП) включает весь объём работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде
Изменение остатков незавершённого производства в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объёма производства в плановом периоде по сравнению с отчётным, передаче выпуска отдельных видов продукции другим предприятиям для создания задела.
ВП = ТП + (НЗП к.г. – НЗП н.г.) + (И к.г. – И н.г.)
где ТП – товарная продукция, руб.;
НЗП - стоимость незавершенного производства, руб.;
И – стоимость инструмента, полуфабрикатов, приспособлений, произведенных для собственных нужд, руб.
Объём чистой продукции определяется путём вычитания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных средств.
Применение данного показателя позволяет исключить повторный счёт продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей – производительности труда, фондоотдаче и др.
|
|
Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия и представляет собой стоимость товарной продукции за вычетом стоимости материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.
ЧП = ТП – АО – М
где АО – сумма амортизации, руб.;
М – материальные затраты, руб.
Третьим разделом производственной программы является план продаж. Он содержит показатели объёма и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развёрнутом ассортименте.
Объём поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
При равномерных поставках объём продаж (реализованной продукции) на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции на период времени по формуле:
VРП = ВПср*Т
VРП – планируемый объём продаж, руб;
ВПср – среднесуточный выпуск товаров, руб;
Т – планируемый период продаж, дн.
При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям план продаж обычно составляется на каждый месяц.
По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком: это продукция, уже оплачена покупателем.
Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идёт о показателе реализуемой товарной продукции.
РП = ТП + (ГП н.г. – ГП к.г.)
где ГП н.г., ГП к.г. – стоимость остатков готовой продукции на начало и конец года, руб.
7. Бизнес-план
Бизнес-план – документ, определяющий тактически действия организации, как правило, на ближайший год в развитии его стратегии.
Бизнес-план инвестиционного проекта – основной документ, позволяющий обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию в будущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели.
Основная цельбизнес - планирования - показать выгодность предлагаемого проекта, возможности развития производства, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта, тем самым добиться финансового обеспечения бизнеса.
Задачи бизнес - планирования:
- определение перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;
- оценка тех затрат, которые будут необходимы для изготовления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта; сопоставление расходов по предоставлению и доходы от реализации, тем самым, определение потенциальную прибыльность бизнес-проекта;
- обозначение проектных рисков и предложение мероприятий по их минимизации;
- определение критериев и показателей, характеризующих успешность проекта.
Требования и рекомендации к изложению материала в бизнес-плане
План должен удовлетворять следующим требованиям:
- доступность изложения;
- точность и основательность;
- реалистичность и выполнимость.
Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
- исполнительное резюме;
- общее описание предприятия;
- продукция и услуги;
- маркетинг;
- производственный план;
- управление и организация;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- приложения.
"Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.
В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности и т.д.).
В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.
Анализ инвестиций в структуре бизнес-плана
Инвестиции – совокупность затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода и (или) достижения иного полезного эффекта. Компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, в обновление изношенного и устаревшего оборудования для улучшения эффективности по затратам, увеличить расходы по продвижению товаров на рынок с целью получения коммерческой прибыли от большего объема деятельности.
Необходимо оценить целесообразность вложения средств, как в производство, так и в ценные бумаги, сравнив привлекательность данного проекта с альтернативными возможностями вложения средств с целью максимизации доходов при приемлемом уровне риска. Важно учитывать в оценках временной фактор – чем больший период времени затрагивает проект, тем выше степень риска и неопределенность последствий.
При разработке финансовой части бизнес-плана необходимо помнить, что основные элементы финансовой модели проекта - план движения денежных средств, план прибылей и убытков, балансовый план, финансовые показатели – должны быть взаимоувязаны и не содержать противоречивых данных.
Существует несколько методов анализа инвестиционных проектов:
- метод расчета периода окупаемости проекта;
- метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;
- метод чистой дисконтированной стоимости;
- метод внутренней нормы рентабельности.
Каждый метод дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Методы отличаются по сложности в понимании и применении, доступности исходной информации, количеству учтенных факторов, надежности результатов. Их комплексное применение дает наиболее точную оценку эффективности проекта.
Ошибки бизнес-планирования
Бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.
Основные причины ошибок бизнес-планирования на малых предприятиях следующие:
- недостаток средств у предпринимателя для обращения к услугам профессиональных проектировщиков;
- недостаточность знаний и опыта для самостоятельной разработки бизнес-плана;
- недостаток времени для тщательной проработки разделов плана.
Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:
- занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора; не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);
- завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);
- ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности, фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);
- недостаточная проработка юридических вопросов;
- проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».
Реализация бизнес-плана
Независимо от того, для каких целей создается план, он становится бесполезным, если компания не работает над его воплощением постоянно.
Некоторые рекомендации:
- составьте график реализации бизнес-плана, который объединит различные стадии реализации в последовательную схему действий; определите продолжительность каждой стадии;
- распределите обязанности сразу же, как сформировали план, сразу же начинайте контролировать;
- документируйте все данные реализации для последующей корректировки планов;
- учитесь на ошибках и старайтесь не повторять их;
- разрабатывайте несколько альтернативных прогнозов изменения значений исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития ситуации.
Главная задача бизнес-плана – сделать планирование неотъемлемой частью деятельности, осуществлять постоянный мониторинг и контроль. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это итерационный процесс, точные детали плана меняются компанией каждый год, цели пересматриваются и уточняются.