Позитивизм О Конта и Г.Спенсера

Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в.почти одновременно в Англии, Франции и Герма­нии. Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Задача философии должна ограничиваться объединением главных результатов положительных наук.

Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 -1857), его философия связана с философией Просвещения ХVIII в. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой можно применить научные методы мышления. Наука должна, в принципе, ограничиться описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос, как протекают явления, а не на вопрос, что такое они в своей сущности и почему они происходят так, а не иначе. Но описание структуры явлений позволяет вывести законы, формирующие наблюдаемые отношения между элементами системы, что может послужить вероятному предсказанию будущего течения событий. Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь».\

Позитивистские взгляды Конта разделял и Г. Спенсер (1820-1903). Одной из задач своей философии Спенсер считал примирение науки и религии. Источником динамически изменяющегося мира он полагал некую таинственную Силу, непознаваемую для нас. Наука может исследовать проявления этого источника – материю, движение, – но сам он остается закрытым для научного поиска.

Цели научного познания Спенсер понимал в духе О. Конта, но он иначе трактовал предмет и задачи философии. Они состоят, по его мнению, в достижении философией наибольшей степени систематизации, «объединенности», общности знаний, получаемых в итоге описания явлений. Таким образом, для Спенсера философия отличается от науки количественно.

Как и Конт, Спенсер пытался создать свою классификацию наук для достижения «объединенного знания» и создал метод эволюционизма, на которыйогромное влияние оказали дарвиновская теория эволюции и представления об универсальных законах классической механики. В основе метода лежало положение о всеобщности эволюции в области явлений. Он дополнил его тезисом о постоянстве количества «силы». «Всякое движение происходит по линии наименьшего сопротивления или по линии наибольшего притяжения, или по их равнодействующей». Этот закон всеобщей эволюции конкретизируется через ряд дополнительных законов, и все они имели своей задачей в самых общих чертах объяснить все процессы в окружающем нас мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: