Формы регулирования экономического развития в развивающихся странах

Формами оперативного регулирования является поощрительное и ограничительное. Они сводятся к контролю за выпуском акций, выдаче лицензий на строительство предприятий, распределению иностранной валюты, регулированию экспорта и импорта, контролю над ценами и выпуском.

Он выделяет два вида оперативного регулирования частного сектора. То, которое "применяется по решению чиновника, наделенного правом действовать по праву собственного усмотрения", он называет дискреционным; другое же, которое "осуществляется автоматически в соответствии с установленными правилами или вследствие изменения цен, введения тарифных и акцизных сборов", Г. Мюрдаль называет недискреционным.

Экономисты выделяют две основные формы государственного регулирования экономики: линейную и функциональную. Первая форма государственного регулирования экономики объединяет в себе совокупность прямых методов и инструментов воздействия на экономику. Вторая форма представляет собой совокупность косвенных методов и инструментов регулирования экономики. Однако данная классификация форм государственного воздействия на экономику не единственная.

Так, например, А. С. Булатов классифицирует формы государственного регулирования экономики по характеру воздействия на процесс экономического развития, выделяя при этом две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу) [1].

А. М. Лопатин предлагает разделить формы государственного воздействия экономики на: государственные целевые программы, прогнозирование и макроэкономическое моделирование.

 

 

58. Достоинства и недостатки планирования в «третьем мире».

Г. Мюрдаль подробно останавливается на распространении идеологии планирования. Государство в «третьем мире» выступает как решающий фактор общественной эволюции. Если в Европе экономическое развитие никогда не возводилось в ранг государст­венной политики, то в Азии каждый успех в экономике изобража­ется как результат успешного планирования. Если европейские страны в действительности преуменьшают роль экономического планирования, то азиатские, как правило, преувеличивают. Переход к экономическому планированию порожден осознанием крайней бедности и демографическим взрывом.

Распространение идеи планирования произошло отнюдь не слу­чайно. Оно связано не только с воздействием советских пятилетних планов и слабостью предпринимательского среднего класса, но и с давней восточной традицией производить больше администра­торов, чем предпринимателей, и привычкой во всех вопросах полагаться на власть. Г. Мюрдаль формулирует парадокс: в полном противоречии со своей идеологией западные бизнесмены поддерживают государственное планирование в Южно-Азиатском регионе.

В чем же особенности планирования «третьем мире»? Плани­рование здесь не результат развития, а предпосылка; оно носит не прагматический, а программный характер и претендует на то, чтобы быть не частичным и постепенным, а всеобъемлющим и полным. Характерно, что оно не преодолевает пропасть, отделяющую элиту от масс, потому что массы приучены требовать от правительства благ, не изменяя привычный уклад своей жизни. Фактически, эко­номическое планирование сведено к составлению прогнозов и правительства не берут на себя даже формальные обязательства по реализации планов. Неудивительно, что в таких условиях планы никогда не выполняются.

Хотя во всех странах региона планирование имело тенденцию "развиваться в сторону социального и экономического радикализма", однако его фактическое осуществление не привело "к уменьшению экономического неравенства и ослаблению концентрации экономической власти".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: