Формами оперативного регулирования является поощрительное и ограничительное. Они сводятся к контролю за выпуском акций, выдаче лицензий на строительство предприятий, распределению иностранной валюты, регулированию экспорта и импорта, контролю над ценами и выпуском.
Он выделяет два вида оперативного регулирования частного сектора. То, которое "применяется по решению чиновника, наделенного правом действовать по праву собственного усмотрения", он называет дискреционным; другое же, которое "осуществляется автоматически в соответствии с установленными правилами или вследствие изменения цен, введения тарифных и акцизных сборов", Г. Мюрдаль называет недискреционным.
Экономисты выделяют две основные формы государственного регулирования экономики: линейную и функциональную. Первая форма государственного регулирования экономики объединяет в себе совокупность прямых методов и инструментов воздействия на экономику. Вторая форма представляет собой совокупность косвенных методов и инструментов регулирования экономики. Однако данная классификация форм государственного воздействия на экономику не единственная.
|
|
Так, например, А. С. Булатов классифицирует формы государственного регулирования экономики по характеру воздействия на процесс экономического развития, выделяя при этом две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу) [1].
А. М. Лопатин предлагает разделить формы государственного воздействия экономики на: государственные целевые программы, прогнозирование и макроэкономическое моделирование.
58. Достоинства и недостатки планирования в «третьем мире».
Г. Мюрдаль подробно останавливается на распространении идеологии планирования. Государство в «третьем мире» выступает как решающий фактор общественной эволюции. Если в Европе экономическое развитие никогда не возводилось в ранг государственной политики, то в Азии каждый успех в экономике изображается как результат успешного планирования. Если европейские страны в действительности преуменьшают роль экономического планирования, то азиатские, как правило, преувеличивают. Переход к экономическому планированию порожден осознанием крайней бедности и демографическим взрывом.
Распространение идеи планирования произошло отнюдь не случайно. Оно связано не только с воздействием советских пятилетних планов и слабостью предпринимательского среднего класса, но и с давней восточной традицией производить больше администраторов, чем предпринимателей, и привычкой во всех вопросах полагаться на власть. Г. Мюрдаль формулирует парадокс: в полном противоречии со своей идеологией западные бизнесмены поддерживают государственное планирование в Южно-Азиатском регионе.
|
|
В чем же особенности планирования «третьем мире»? Планирование здесь не результат развития, а предпосылка; оно носит не прагматический, а программный характер и претендует на то, чтобы быть не частичным и постепенным, а всеобъемлющим и полным. Характерно, что оно не преодолевает пропасть, отделяющую элиту от масс, потому что массы приучены требовать от правительства благ, не изменяя привычный уклад своей жизни. Фактически, экономическое планирование сведено к составлению прогнозов и правительства не берут на себя даже формальные обязательства по реализации планов. Неудивительно, что в таких условиях планы никогда не выполняются.
Хотя во всех странах региона планирование имело тенденцию "развиваться в сторону социального и экономического радикализма", однако его фактическое осуществление не привело "к уменьшению экономического неравенства и ослаблению концентрации экономической власти".