double arrow

Древневосточная социальная структура

 

 

       
   
 


Варна (санскр.) – цвет, разряд людей; каста – (португ. casta – поколение, род). В Индии это замкнутая общественная группа, объединенная определенным занятием и представлением об общем происхождении.

В сознание населения внедрялась мысль о незыблемости, абсолютности власти правителя и силы жрецов. На самой высшей ступени социальной лестницы в большей части древневосточных государств находился всевластный правитель (фараон, царь и др.). В Индии брахманы почитались выше правителей как священники, ученые, носители сокровенного знания, совершающие жертвоприношение. Жертвоприношение играло главную роль в культе, так как считалось основным способом сношения людей с богами. Жрецы монополизировали молитвы, заклинания, жертвоприношения. Консолидировавшись, они образовали высший социальный слой, высшую варну. Согласно мифологии варны (или по португальски – касты) произошли из тела вселенского человека – Пуруши (позднее это дух, обитающий в теле): из уст его произошли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры.

Варновая структура (кастовая) – специфически индийское явление, которое характеризуется замкнутостью социальных слоев, их жесткой изоляцией от всех других социальных групп. Пожизненное прикрепление человека к определенной варне (социальному слою) сопровождается запретом на общение с представителями других варн, совместную деятельность. Это освящено религией и закреплено в кодексе законов индуизма (законы Ману). Обожествление касты брахманов – специфическая черта кодекса Ману.

Ману – первопредок, первый человек на земле – сын солнечного бога Вивасвата. Важная черта этого кодекса – обожествление брахманов. Памятник законодательства «Законы Ману» составлен, видимо, около V в. до н.э.

В древневосточных странах в отличие от греческой античности с ее мелкой и средней собственностью, преобладала крупная собственность на землю (государственная, царская, храмовая), общинные земли составляли небольшую ее часть. В Индии наряду с крупным землевладением сложилась сельскохозяйственная община как специфическое социально-культурное явление, как форма экономической и социальной организации свободного населения. Это замкнутое самодостаточное образование, характеризующееся натуральным хозяйством, коллективным выполнением многих видов работ, относительной независимостью от государства и от других общин в хозяйственном и политическом отношении. Замкнутость общин ставила их вне политических бурь и потрясений. Их устойчивость тормозила развитие рабовладения и частной земельной собственности. Община с ее традициями, обычаями защищала рядовых общинников от закабаления.

В древности общины существовали и в других странах. В Китае в отличие от Индии это семейный клан во главе с главой семьи, как независимая хозяйственная единица, включающая близких и дальних родственников. Владелец имущества, властелин жизни и смерти домочадцев – глава семьи. Символ клана – храм с храмовыми землями. Здесь на первом месте не личное, а общее. Человек воспринимал себя частью целого и не стремился уйти от внешнего мира в свою внутреннюю духовную жизнь.

Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)–один из могущественных правителей Двуречья. К концу своего царствования объединивший большую часть долины Тигра и Ефрата, усиливший влияние в регионе вавилонской культуры. Хаммурапи стремился оформить, упорядочить правовые вопросы: судопроизводство, уголовное, долговое, семейное и пр. право. Он создал первый в мировой истории выдающийся памятник правовой мысли, увековеченный на базальтовом столбе, утвердивший эксплуатацию человека человеком, частнособственнические отношения, но и необходимость их ограничения, утверждения государственного контроля. Во введении к кодексу законов Хаммурапи изложил свою концепцию правления: «заботливый правитель, боящийся богов»; взошел на престол, чтобы «ублажить плоть народа», «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого».

Регулирование имущественных и пр. отношений в государстве вело к формированию правовых норм, правовой культуры. В Древнем Египте законодательные постановления восходили к правовым принципам богини истины и справедливости Маат. Правовой порядок понимался как этический принцип. В Месопотамии законы не содержали указаний на вмешательство богов и восходили к царю Хаммурапи. В Китае следование традициям сменилось в эпоху Хань установлением жестких законов и норм поведения в зависимости от социального статуса и имущественного ценза, здесь не религия, а ритуализированная этика (нравственные нормы) формировала облик традиционной китайской правовой культуры на долгие века, не таинства бытия, а следование высшим эталонам добродетели: это человечность, чувство долга, искренность, мудрость.

В Индии регулятором индивидуального и социального поведения человека и даже многих поколений стали этические правила, закрепленные и освященные религией. Они изложены в Законах Ману, которые стали кодексом социального строя Индии на все последующие века. В них определяются функции варн в связи с древними традициями, высоко оценивающими власть царя. «Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого мира…из частиц …богов...» [4]. Они определяют жизнь общества и судьбу человека до сего дня.

Это решало по-своему проблему добра и зла в обществе – не отвечай злом на зло, твори добро, совершенствуй свою душу. Это есть путь к спасению, слиянию с божеством, и все зависит от самого человека.

В древневосточных цивилизациях, в значительной мере самодостаточных, высоко ценилась стабильность, обусловленная традиционностью и религиозными воззрениями. Уникальность китайской культуры в сохранении традиций, идущих от предков, в течение тысячелетий. Воплощением идеи самодостаточности и автономности стала Великая Китайская стена (длина –3000 км, высота – 10 м). Она – символ величия власти китайского императора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: