Идеологические основы неограниченной власти

[3]

     
 
 
 


 
 

 


В древневосточных рабовладельческих цивилизациях с государствами монархического типа сложилась новая форма поселения людей – город, который, формируясь вокруг храма бога – покровителя общины, стал выполнять функции административного, хозяйственного, военного и культурного центра определенной территории. В нем концентрировались ремесленное производство, аппарат управления и служители культа. Помимо духовных и культовых функций, храм играл роль производителя и распределителя богатств страны.

 
 

 

 

               
       

 


 

 
 


Процесс политогенеза (возникновение политических государственных образований) положил начало городам-государствам во главе с правителем, наделенным административной и религиозной властью. Мелкие государственные образования соперничали между собой, что вызывало необходимость налаживания их взаимоотношений, противостояния природным стихиям, организации единых ирригационных и других сельскохозяйственных работ. Это также требовало консолидации населения, централизации. За счет объединения автономных областей сложились крупные централизованные государства. Каждое возглавлялось единовластным правителем – восточным деспотом. В Египте – это фараон, в Шумеро-Вавилонии – царь, в Китае – ван. Концентрация усилий позволила использовать водные артерии, накапливать плодородный ил, улаживать внутренние конфликты, защищать границы. Древняя Индия при более благоприятных природно-климатических условиях меньше зависела от капризов крупных рек (Инда и Ганга), что ослабило объединительные тенденции. Индия оставалась раздробленной до конца I тыс. до н. э. примерно на 20 относительно самостоятельных и не очень устойчивых государств, обладавших при этом культурным и религиозным единством. Их возглавляли раджи (цари), рекрутировавшиеся из племенных вождей.

Органы племенной администрации в древневосточных государствах превратились в государственный аппарат с правительством, судом, армией. Восточный правитель обладал неограниченной властью. Могущество власти обеспечивалось ее сакрализацией ( сакральный – священный ), авторитетом богов, концентрацией в ее руках собственности, что определило строение государственного аппарата и специфическую социальную структуру.

 

Структура власти

 


..

 

Наиболее сильная власть сложилась в Древнем Египте, где ее безоговорочно поддерживала религия и мощное жречество. Фараон был вознесен над всем населением, считавшемся его рабами. Он воспринимался как живой Бог. Его культ превосходил культ богов. В Месопотамии государство было более рыхлым и власть правителя более слабой. Индифферентность религии к государственной власти в Индии обусловила ее неустойчивость и слабость. В Китае власть вана, «порядок» в государстве опирался не на религию, а на традиции – культ предков, почитание старших, когда правитель (ван) становился главным, старшим, как отец в семье.

Древний Египет, Древний Китай представляли собой единые государства с единым народом, единой культурой, хотя у их истоков изначально стояло немало различных племен. В Месопотамии (Междуречье), Древней Индии сменяли друг друга, взаимодействовали, сосуществовали, противостояли разные народы. Шумеры, семиты, амореи, ассирийцы, хетты и пр. в Месопотамии; дравиды, мунда, тамилы, индоевропейцы и др. в Индии. Там с древнейших времен шел процесс смешения народов и языков.

Социальная структура в странах Древнего Востока иерархична и регулировалась традицией, поддерживалась религией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: