Становление религиозных представлений

       
   
 
 

 


 

 

 
 

 


.

 

 
 

 


существ, повелевавших Вселенной, у духов-покровителей. Все это вело к олицетворению природных стихий, животных, растений и концентрировалось в образах богов, лежащих в основе древневосточной идеологии.

На первых этапах формирования религиозно-мифологического сознания проявляются некоторые общие черты идеологии разных народов.

Пантеон – гр. pantheon – (pan) все + (teos) бог.
А.Н. Чанышев – известный современный русский философ.

Мифологична и космогоническая картина мира (представления о сотворении мира). У многих древних народов первоначалом является Хаос (от греч. – зияние, «разверстое пространство»). Он понимался как некая стихия (часто водная) как в Шумеро-Вавилонии, Древнем Египте, Индии – бесконечная во времени и пространстве, некая смешанность всех элементов, аморфное состояние материи, бесформенная масса (из небытия вышло бытие), когда, по словам Чанышева, не было ни сущего, ни не-сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. В Хаосе зарождаются высшие силы, божества, творец всего сущего, в том числе земли, неба, людей, животных, и, конечно, всего пантеона богов – бог-демиург. У индийцев в Хаосе прорезается свет, оформляется небо, воды, где самозарождается яйцо, из которого появляется бог-творец, у китайцев – противоположности, упорядочивающие кромешную тьму, космические силы Инь и Ян. В Древнем Египте, Шумеро-Вавилонии в мировом океане появляется твердь, порождающая небо, землю, богов.

Происхождение человека вписывалось в традиционную мифологическую картину, варьируясь у разных народов и в разных версиях, и осуществлялось при участии богов. В Шумеро-Вавилонии богиня Нинмах вылепила людей из глины мирового подземного океана Абзу. В Древнем Китае люди возникли из тела первопредка Пань-Гу, по другой версии богиня Нюй-ва из лесса вылепила первых людей, в Индии они произошли из тела Пуруши – великана (позднее духа, обитающего в теле) – человека-вселенной, «которая была и будет» говорится в «Гимне Пуруше»[5]. Существуют и другие версии.

В древневосточных государствах сложилась политеистическая система (политеизм – многобожие), где боги имели свои функции, свое поле деятельности, в них обожествлялись не только феномены природы, но также сила и мощь деспотического государства. Таковы бог солнца древнеегипетский Амон-Ра, бог неба шумеро-аккадский Ан (Ану), индийский (ведийский) бог света и тепла Индра, мудрец и воин и мн. др. В древних мифах не всегда можно четко выделить главного (верховного) бога, определить функции каждого из богов. Дифференциация богов происходила постепенно.

В Древнем Египте фараон Аменхотеп IV (1424–1406 гг. до н. э.) (позднее Эхнатон – угодный Атону) предпринял попытку провести религиозную реформу, введя культ особого общегосударственного божества Атона, олицетворяющего солнечный диск. Он отменил культы всех прежних богов, ослабив тем самым силу жречества. Это привело к изменению во всех сферах государственной и религиозной жизни и росту недовольства. Однако реформа не удалась, и произошло восстановление былой религиозно-идеологической системы.

Жизнь, смерть, подземное царство мертвых, смена времен года вели к представлению об устойчивой связи между умиранием и воскресением, жизнью и смертью. Это отразилось в культе умирающих (и воскресающих) богов, предков, представлениях о посмертном существовании души, что особенно ярко проявилось в Древнем Египте, где обряды погребения, убранство гробницы жертвоприношения, сохранение тела, почитание умерших стали иметь особое значение, и приобрели не только бытовые, но и общественно-значимые черты, поскольку египтяне верили в посмертное существование человека, его души и посмертное воздаяние. Прошедших благополучно суд Осириса ждало райское блаженство на «священных полях» иару, грешников пожирало чудовище Амт. В Шумеро-Вавилонии не верили ни в загробное блаженство, ни в посмертное воздаяние, представляя преисподнюю как царство мрака, откуда нет возврата, и мечтали обрести бессмертие.

«К дому мрака, жилище Оркаллы,

Откуда входящему нет возврата…

Где света не видя, живут во мраке» [6].

По-иному эта проблема выглядит в Древнем Китае, Древней Индии. Здесь разум, по словам Л. С. Васильева, «явно господствовал над свойственной монотеизму (единобожию) слепой верой во всемогущество единого великого Бога» [7].

В Индии и Китае происходит усложнение картины мира, которая складывается в религиозно-философские системы, которых не знало Междуречье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: