| 1. | Кто из философов является родоначальником немецкой классической философии? а) Фейербах б) Кант в) Фихте |
| 2. | Что, согласно И.Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру? а) вещи, как они есть б) ноуменальная реальность в) антиномии чистого разума г) веши, как они явлены в опыте |
| 3. | Кто из философов впервые ввел в оборот понятие «вещь в себе»? а) Гегель б) Кант в) Ленин г) Аристотель |
| 4. | Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму? а) свободный от заблуждений б) существующий безотносительно к субъекту в) исследованный вне конкретного опытного содержания г) абстрагированный от форм восприятия |
| 5. | Немецкий философ, осуществивший своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта: а) Гегель б) Кант в) Лейбниц г) Фейербах д) Маркс |
| 6. | И. Кант полагал, что пространство и время существуют: а) в рамках продуктивного воображения б) объективно в) в точке трансцендентальной апперцепции г) как формы чувственного восприятия |
| 7. | Как И. Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум? а) функции б) идеи в) суждения г) дедукции |
| 8. | Какой философ впервые рассматривал нравственность как самостоятельную сферу? а) И. Кант б) Д. Юм в) Г. Гегель |
| 9. | Категории в учении Канта – это а) наиболее общие формы осмысления предметов опыта б) понятия, образованные путем абстрагирования в) бессознательные формы восприятия действительности г) феномены опыта |
| 10. | Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории? а) интуиция числа б) интеллектуальный инстинкт в) трансцендентальная апперцепция г) способность суждения |
| 11. | Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум? а) апостериорным б) трансцендентным в) трансцендентальным г) эстетическим |
| 12. | Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории? а) интуиция числа б) интеллектуальный инстинкт в) трансцендентальная апперцепция г) способность суждения |
| 13. | Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум? а) апостериорным б) трансцендентным в) трансцендентальным г) эстетическим |
| 14. | Какую цель ставит категорический императив Канта? а) интеллектуальное совершенствование б) материальную выгоду в) исторический прогресс г) человека |
| 15. | Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным? а) следование своей природе б) следование долгу в) адекватное познание г) исполнение религиозных норм |
| 16. | Кто из немецких философов перенес внимание с объекта познания на познающий субъект: а) Гегель б) Кант в) Фихте г) Лейбниц д) Фейербах |
| 17. | Кто создатель и систематизатор диалектики как метода познания? а) Декарт б) Локк в) Кант г) Лейбниц д) Гегель |
| 18. | К какому философскому направлению относится учение Гегеля? а) объективный идеализм б) субъективный идеализм в) идеалистический плюрализм г) материалистический монизм |
| 19. | Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля? а) природа б) абсолютная идея в) абсолютный дух г) логические закономерности |
| 20. | Что в системе Гегеля творит природу и историю? а) случайность б) воля божественного провидения в) естественные законы г) логика развития мирового духа |
| 21. | Бытие природы у Гегеля разворачивается как а) инобытие идеи б) самостоятельное бытие материи в) постоянный акт божественного творения г) произвольное бессистемное становление |
| 22. | Диалектический метод Гегеля позволяет вскрыть а) законы развития б) дуальную природу человека в) причины разделения труда г) несправедливый характер монархии |
| 23. | В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления а) в их неизменности и различии б) в их тождестве в) в их случайных взаимосвязях г) в их субординации и связи |
| 24. | Противоречия, по Гегелю, существуют как а) абсолютные б) воображаемые в) необходимый элемент развития г) непреодолимые |
| 25. | Соотнесите законы диалектики, открытые Гегелем, с их сущностью: а) закон единства и борьбы противоположностей б) закон перехода количественных изменений в качественные в) закон отрицания отрицания I указывает, как происходит развитие – б) II определяет направление развития – в) III раскрывает источник развития – а) |
| 26. | Какой из законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»? а) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений б) закон единства и борьбы противоположностей в) закон отрицания отрицания г) все перечисленные |
| 27. | Что характеризует закон отрицания отрицания? а) источник и движущие силы развития б) направление процесса развития в) общий механизм развития г) все ответы верны |
| 28. | Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля? а) анархия б) демократия в) техника г) свобода |
| 29. | Социально-философские взгляды Гегеля определяются как а) либерализм б) религиозный фундаментализм в) консерватизм г) неоконсерватизм |
| 30. | Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал: а) современную ему Германию б) будущее Европы в) строй, сложившийся в странах Востока г) античную демократию |
| 31. | Представителем объективного идеализма является: а) И. Кант б) Г. Гегель в) Л. Фейербах г) К. Маркс |
| 32. | Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие: а) диалектики - науки о всеобщем развитии б) теории прибавочной стоимости в) теории общественного договора |
| 33. | В чем видел Гегель основу исторического развития? а) общественное распределение труда б) конфликт между властью и индивидуальной свободой в) развитие «абсолютной идеи», «мирового духа» |
| 34. | В каких пределах считал возможным использование диалектики Гегель? а) как метод исследования единичного б) как метод исследования всеобщего в) как метод исследования особенного г) как универсальный метод исследования |
| 35. | В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления а) в их неизменности и различии б) в их тождестве в) в их случайных взаимосвязях г) в их субординации и связи |
| 36. | В какой временной точке Гегель размещал наивысшее состояние общественного развития? а) прошлое б) настоящее в) будущее г) считал его недостижимым состоянием |
| 37. | С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой а) необходимость б) судьбу в) случай г) произвол д) ответственность |
| 38. | Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в: а) самосознании человека б) его волевых актах в) целостности его тела г) этических представлениях |
| 39. | Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является: а) родовым существом б) биологическим существом в) неоконченным творением природы г) детерминированным внешними силами |
| 40. | Высшим типом коммуникации Фейербах считал а) формальные пропозиции б) миф в) экономику г) любовь |
| 41. | Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ: а) вымышленного существа б) непреодолимого рока в) отчужденной сущности человека г) архаического патриарха |
| 42. | Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена: а) научным планированием жизни человека б) философией построения справедливого общества в) любовью к человеку г) любовью к природе |
| 43. | Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога: а) атеизм б) любовь к человеку в) веру в идеальные общественные отношения между людьми г) нравственные основы общества |
| 44. | Признаком научного знания Фихте считал а) подтверждение положений экспериментальным образом б) математическую доказательность выводов в) системную связь основоположений г) соответствие положений реальным фактам |
| 45. | Как показал Фихте, главное основоположение любой науки является а) аксиоматическим б) эмпирическим в) верифицируемым г) очевидным |