Список использованных источников. 1. Агеева Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В

1. Агеева Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, А.Н. Шелякина, Е.А. Астафьева, В.Л. Герус, И.Ю. Вахнина // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 79–82.

2. Антилогова, Л.Н. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности / Л.Н. Антилогова // Начальная школа. — 2014. — № 8. — С. 21–24.

3. Барышева, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник / под общ. ред. Т. А. Барышевой. — СПб., 2008. — 296 с.

4. Борзова, В.А., Борзов, А.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А.Борзова, А.А.Борзов. — Самара, 1994. — 315 с.

5. Болонина, В.В. Развитие творческих способностей детей: электронный методический сборник для педагогов / В.В. Болонина, Е.А. Дугинова, И.А. Еремина. — г. о. Новокуйбышевск, 2010. — 122 с.

6. Вергелес, Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. — 2009. — № 100. — С. 7–18.

7. Вергелес, Г.И. Творческие способности как предмет психолого- педагогического исследования / Г.И. Вергелес, А.И. Раев // Младший школьник: формирование и развитие его личности. — 2002. — С. 3–19.

8. Веретнова, Ю.А. Родственные слова. Корень слова / Ю.А. Веретнова // Начальная школа. — 2015. — № 6. — С. 29–32.

9. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. — М.: Новая школа, 1994. — 448 с.

10. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Т.В. Гаврилова // Начальная школа. — 2014. — №3. — С. 20–23.

11. Генералова, А.М. Современные педагогические технологии в преподавании дисциплин профессионального цикла / А.М. Генералова // Начальная школа. — 2016. — № 11. — С. 13–18.

12. Гин, С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.И. Гин. — Минск, 2010. — 26 с.

13. Григорьева, Л.Г. Воспитание творческой самостоятельности у младших школьников в трудовом воспитании / Л.Г. Григорьева // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 3. — С. 45–47.

14. Денисова, О.В. Технология вымышленного персонажа как средство обучения вариативному раскрытию темы сочинения / О.В. Денисова, Г.С. Щеголева // Начальная школа. — 2017. — № 2. — С. 26–31.

15. Елизарова, В.А. Формирование творческих способностей младших школьников посредством использования активных педагогических технологий / В.А. Елизарова // Грамота. — 2017. — № 2. — С. 48–50.

16. Жданова, Л.У. Развитие творческих способностей в младших классах / Л.У. Жданова, Г.М. Сафарова, А.С. Шалашова // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 1–3.

17. Завражнов, В.В. Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста / В.В. Завражнов, М.В. Чагина // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 396–399.

18. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 255 с.

19. Кирилина, Г.В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов / Г.В. Кирилина // Начальная школа. — 2015. — №5. — С. 41–45.

20. Ковалевская, Т.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах: методические рекомендации / авт.-сост. Т.А. Ковалевская. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. — 50 с.

21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.

22. Львова, С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: пособие для учителя / С.И. Львова. — 2-е изд. — М.: ООО Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2001. — 126 с.

23. Малкова, И.В. Урок-мастерская по рассказу В.Ю. Драгунского «Друг детства» / И.В. Малкова // Начальная школа. — 2014. — № 6. — С. 18–21.

24. Миниахметова, Г.Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС / Г.Д. Миниахметова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 160–165.

25. Мурина, Л.А. Лекции по актуальным вопросам методики преподавания русского и белорусского языка: пособие для студентов филол. фак. вузов / Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко. — Минск: БГУ, 2003. — 104 c.

26. Назарова, Л.М. Проблемное введение нового материала / Л.М. Назарова // Начальная школа. — 2014. — № 2. — С. 24–28.

27. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.

28. Рахимова, М.А. Изучение морфемного состава слова в начальных классах / М.А. Рахимова // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 736–738.

29. Рулева, С.Г. Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах / С.Г. Рулева, Д.Д. Сергалиева, Г.С. Айрумян // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (часть VI). — С. 852–854.

30. Рындина Ю. В. Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка / Ю.В. Рындина, О.С. Некрутова // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1536–1538.

31. Садриева, Э.Ф. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время / Э.Ф. Садриева, Ф.Ф. Бурганова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — с. 12–14.

32. Семенова, Е.А. Что мы знаем о составе слова? / Е.А. Семенова // Начальная школа. — 2016. — № 5. — С. 15–20.

33. Трегубова, Л.С. Изучение морфемного состава слова в начальных классах / Л.С. Трегубова // Начальная школа. — 2017. — № 1. — С. 26–29.

34. Трофимович, Т.Г. Методика преподавания русского языка и литературного чтения / Т.Г. Трофимович, Е.С. Василевская. — Минск: БГПУ, 2014. — 366 c.

35. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: 1–4 классы. — М.: НМУ «Национальный институт образования», 2009. — 240 с.

36. Филиппова Л. В. Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе / Л.В. Филиппова, Е.А. Киселева, Т.В. Царькова // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1500–1504.

37. Фролова, Л.А. Возможности уроков русского языка для всестороннего развития личности / Л.А. Фролова // Начальная школа. — 2016. — № 3. — С. 37–39.

38. Хижнякова, О.Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы / О.Н. Черткоева // Начальная школа. — 2007. — № 9. — С. 46–50.

39. Черткоева, В.Г. Формирование творческой личности учащихся начальной школы в процессе приобщения к национальной художественно—изобразительной культуре / В.Г. Черткоева // Грамота. — 2015. — № 4. — С. 203–208.

40. Чумакова, С.П. Развитие творческих способностей младших школьников: методические рекомендации / С.П. Чумакова. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. — 32 с.

41. Шегаева, А.В. Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших школьников / А.В. Шегаева // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (часть VI). — С. 886–888.

42. Шишкина, Н.В. Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений / Н.В. Шишкина // Школьная педагогика. — 2016. — № 1. — С. 32–33.

43. Юдина Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н.В. Юдина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 117–119.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Игра «Лишнее слово»: нужно найти слово, которое не является однокоренным

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Лось, лоскут, лосенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок

Моряки, морской, моржи,

Корень, коренной, коржи.

Игра «Листочки». Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья (на каждом дереве определенная группа однокоренных слов). Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист.

Игра «Посади дерево». На доске нарисовано дерево. К корню прикреплены карточки с корнями слов. Задание: подобрать однокоренные слова к каждому корню задание выполняется по рядам. К доске выходят дети с каждого ряда и прикрепляют соответствующие карточки, остальные — записывают слова. Кип, водяной, вода, говорит, водица, сырость, сырой, сыр, сырок, сырник, парус, парусина, парусная, парусник, воришка, парной, водитель, кипение, говор, разговор, вскипеть, кипячёный, кипяток.

Игра «Снежная сказка». Если вы услышите однокоренные слова, с корнем —снег—, или —снеж—, хлопните в ладоши.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

А в завьюженных лесах —

Снежные палаты.

На сверкающих кустах —

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово.

Желток, железо, желтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часть, час.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Игра «Чужак». Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Кто же оказался чужаком среди родственников Воды! Почему гости не сразу приметили чужака? Не поможете ли вы ему найти своих родственников? Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз.

Игра «За кем последнее слово?» Эта игра научит образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах. Один из участников игры (по жребию) называет какое—либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем. Вот примеры гнезд однокоренных слов.

1. Слова с корнем вод (однокоренные со словом вода). Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонапорный, водонепроницаемый, водоплавающие, водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водолазный, водопуск, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение, половодье.

2. Слова с корнем вод (однокоренные со словом водить). Водить, вводить, вводный, введение, ведущий, доводить, довод, заводить, завод, заводной, заведение, заводской, изводить, наводить, наводка, обводить, отводить, отводка, громоотвод, водопровод, нефтепровод, газопровод, повод, подводить, приводить, проводить, провожатый, проводка, проводник, проводы, сводить, сводка, уводить, водитель.

3. Слова с корнем зем (земл). Земля, земелька, землица, земледелие, земледелец, землевладелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение, землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, земляника, землянка, земноводные, земство, безземелье, заземление, подземелье, поземка, земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, безземельный, наземный, подземный, приземистый, Средиземное (море), заземлять, приземляться.

4. Слова с корнем рос—раст—ращ. Рост, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, рослый, взрослый, заросль, поросль, нарост, отросток, переросток, заросль, подросток, прирост, водоросль, расти, растение, растительность, возраст, взращивать, возрастать, вырастать, выращивать, зарастать, заращивать, нарастать, наращивать, обрастать, отрастить, отращивать, перерастать, подрастать, прирастать, приращивать, разрастаться, срастаться, разрастись, сращиваться, отрасль, выращенный, сращение.

5. Слова с корнем цвет. Цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник, цветочница, цветущий, зацветать, одноцветный, цветовой, бесцветный, цветоразличение, цветозащитный, цветной и т.д.

Стихотворения о составе слова и словообразовании

Так же, как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Выясни умело линию родства.

Однокоренные подбери слова

Объяснить слова толково

Нам поможет корень слова.

Он поможет нам понять,

Как же слово написать.

В корне слова смысл упрятан

Это помните, ребята,

От него растут всегда быстро новые слова

Лес — лесник, лесной, лесок,

Дружный — друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова. Да!

А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

У приставки дело важное—

Изменяет слова каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.

 

Суффикс — важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.

 

На конце у слова — окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в предложении

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за друга цепко.

 

Как—то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово — слово—корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз—, из—, через—, раз— и без—,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки — это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки

Раз—, из—, воз—, низ—, без—, через—

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

При— или пре—! Пре— или при—?

Это совсем не секрет.

Ты на значение слова смотри —

Сразу получишь ответ.

 

Приставка ПРИ—

 

(приближение)

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной —

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при—, несомненно.

 

(присоединение)

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Пишем мы при—, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

 

(нахождение около)

На пригорке, придорожье,

В пригороде приморском,

На пришкольном участке пригожем

Даже привередливому — приволье.

 

(незаконченность, неполнота действия)

Язык прикусил — не совсем откусил,

Пригорело — не значит сгорит.

Помни — что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при—.

 

(объяснить правописание трудно — следует запомнить)

С детских лет, признаюсь вам,

Все привык я делать сам.

Каждый день трудился,

И — скажи на милость —

В пятницу со мною

Чудо приключилось.

Приставка ПРЕ—

 

(в значении «очень»)

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре — мы напишем при этом.

(Исключения: прискорбный, причудливый.)

 

(сходна с пере—)

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь — не преграда.

Где очень похожи пере— и пре—,

Писать только пре— там надо.

 

(объяснить правописание трудно — следует запомнить)

Словам преследовать, презрение

Ты не найдешь здесь объяснения.

Пренебрегать, преследовать, презрение.

Запомнить их — разумное решение!

 

Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово здание?

Все учти, продумай, взвесь.

Не свихнись на слове здесь.

Помни все условия,

Чтоб написать здоровье.

Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить.

—десь, —доровье, —дание

Лишены здесь содержания.

Верните З, и снова

Заговорят три слова.

Здесь, здоровье, здание —

Ты заучи слова.

В них не ищи приставки

И с З пиши всегда!

 

Если после корня — а,

В корне будет и всегда!

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

 

Морфологические шарады

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

(Рассказчик)

 

Корень тот же, что и в слове отдавать,

Приставка взята из слов преграда и посылка,

Суффикс и окончание взяты из слова знание.

(Преподавание)

 

Корень из слова приветствие,

Приставка из слова отличник,

Суффиксы взяты из слов мужество, откровенный, смелость.

(Ответственность)

 

Суффикс — из слова руководитель,

Приставка из слова возможность,

Корень из слова пропитание.

(Воспитатель)

 

Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,

Приставку — в слове выписать,

Корень — в слове преподносить.

(Выносливый)

 

Суффиксы взяты из слова значительный,

Корень из слова переполненный,

Приставка и окончание — из слова исключительный.

(Исполнительный)

 

Суффикс тот же, что и в словах железный и старость,

Приставки те же, что и в словах приезд и надстройка,

Корень тот же, что и в слове подлежащее.

(Принадлежность)

 

Корнем с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же в космос проник.

(Спутник)

 

Мой корень — родственник сраженья,

Приставка — в слове заявленье,

В наборщике есть суффикс мой,

А весь — тружусь я под землей.

(Забойщик)

 

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же — в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

 

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь.

Вместе — на темы различные пишешь.

(Сочинение)

 

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс — в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом — по мне на уроки пойдете.

(Расписание)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТЕМА: Окончание, его признаки ЦЕЛЬ: дать представление и познакомить с окончанием, его существенными признаками, учить выделять окончание в разных формах одного и того же слова  

ЗАДАЧИ:

— создать условия для формирования комплекса универсальных учебных действий;

— способствовать развитию творческих способностей, аналитического мышления, памяти, орфографической зоркости, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

— воспитывать интерес к работе с информацией, развивать умение работы самостоятельно и в группах.

ХОД УРОКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: