Понятие «туристское предприятие» и механизмы его конкурентоспособности на рынке услуг

 

Туристское предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, направ­ленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения и прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уста­ву. Туристские предприятия, как хозяйствующие субъекты являются юри­дическими лицами12.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обя­зательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и

интересов собственника имущества.

Туристское предприятие выполняет следующие функции:

· продажа (сбыт);

· маркетинг;

· производство;

· закупка и складирование товаров, сырья;

· организация;

· финансовая деятельность;

· управление;

· планирование;

· координация деятельности;

· мотивация и стимулирование;

· контроль качества осуществляемых работ.

Каждый работник является исполнителем одной или нескольких вышеперечисленных функций и участвует в повышении эффективности производства.

Туристское предприятие представляет собой относительно независимую составную часть национальной экономики. Являясь единицей об­щехозяйственного процесса, оно связано со своей экономической средой и находится с ней в отношениях обмена. Удовлетворение общественных потребностей в продуктах и услугах туристских предприятий регулируется экономическими методами: самофинансирования, планирования, про­гнозирования, инвестирования, налогообложения, материального стиму­лирования и др.

Предприятия, производящие туристские товары и услуги, осуществляют свою деятельность на основе специальных разрешений лицензий.

Основными предприятиями в сфере туризма являются туроператоры и турагенты, которые осуществляют разработку и реализацию туристского продукта, а также туробъединения и предприятия туристской индустрии

(Рис. 6).

Гостиницы
Транспорт
Экскурсионное обслуживание
Питание
Ассоциации, корпорации, объединения и др.
Туроператор
Туроператор
Туроператор
Турагенства
Потребители туристских услуг

Рис. 6. Схема функционирования турагентов и туроператоров на туристском рынке

Туроператор – туристская организация, производящая работу по подготовке, организации единичных или комплексных туруслуг или работ, составляющих единый туристский продукт и организующая на договорной или контрактной основе с непосредственными исполнителями (гостиницами, ресторанами) работы по его практическому представлению туристу, несущая ответственность перед туристами за его качество, состав, соответствие представленных туристских ус­луг и продукта, указанных в ваучере или договоре13.

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»14 туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Чаше всего туроператор разрабатывает туры с пакетом услуг для оптового агентства, которое предлагает эти пакеты от своего имени. Как правило, туроператор предлагает на один сезон

несколько пакетов, которые вместе носят название туристская программа.

Турагент — это организация, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю.

Турагентская деятельность в Законе определена как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальными предпринимателем.

Деятельность турагента включает:

· комплектование туристских услуг в соответствии с пожеланиями клиентов;

· согласование с клиентом маршрута путешествия;

· бронирование мест на транспорте и в средствах размещения;

· обеспечение гидами, переводчиками, экскурсоводами, провод­никами.

Туробъединения – это клубы, союзы и иные добровольные объединения любителей туризма. Туробъединения действуют на некоммерческой основе, т.е. целью их деятельности не является получение прибыли.

Туробъединения существуют на средства, собранные засчет членских взносов, ассигнований из общественных и частных фондов, за счет собственных коммерческих предприятии.

К предприятиям туристской индустрии относятся фирмы, которые заняты обслуживанием туристов, но не относятся напрямую к туризму, а являются представителями других отраслей экономик:

- средства размещения;

- производители товаров туристского спроса;

- транспортные компании;

- предприятия общественного питания;

- торговые предприятия;

- финансово-кредитные учреждения.

В последнее время все больше стирается грань между предприятиями,

обслуживавшими туристов и туристическими фирмами. Многие из этих предприятий объединяются и образуют туристские комплексы.

Одним из главных показателей, отражающих возможность предприятия функционировать в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность.

Конкурентоспособность – способность предприятия получать удельную прибыль на вложенный капитал не ниже среднеотраслевой за счет преимуществ над конкурентами.

Конкурентоспособность – это эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде. Конкурентный потенциал предпри­ятия – потенциальная возможность сохранять или увеличивать конкурен­тоспособность в долгосрочном периоде. Конкурентный потенциал опреде­ляется совокупностью параметров, определяющих возможность и способ­ность предприятия эффективно функционировать на рынке туристских услуг в перспективе.

Изучая проблемы конкурентоспособности турфирм, следует учитывать специфику этой сферы деятельности. Туризм является важной сферой экономики, где услуги играют ведущую роль. Предприятия, оказывающие услуги населению, как правило, персоналоемкие. Большое значение в свя­зи с этим придается работе сотрудников. К главным факторам, определяю­щим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся:

1. Высокая квалификация, подготовка, опыт работы сотрудников;

2. Обеспечение постоянного качества работы (надежность, гаран­тии, соблюдение сроков т.д.);

3. Имидж предприятия обслуживания, влияющий на выбор клиента, покупающего его услугу.

Вывод: Процесс реструктуризации предприятия объективно необходим в условиях динамично развивающейся экономики.

Степень конкурентоспособности предприятия сферы туризма определяется на основе проведения сравнительного анализа деятельно­сти предприятий, опроса общественного мнения, уровня обслуживания, доли рынка.

Глава 2. Комплексный анализ и оценка коммерческой деятельности туристической фирмы ООО ТФ «РУССО ТУРИСТО»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: