ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2
I. Задачи
1. Два студента Паша и Саша за один день готовятся к экзамену по экономической теории. Паша может прочитать за день 50 страниц учебника по микроэкономике или 40 страниц по макроэкономике, а Саша, соответственно, 60 или 80 страниц. Они решают объединить свои усилия по подготовке и помочь друг другу на экзамене. Каковы альтернативные издержки изучения:
А) 30-й страницы по макроэкономике;
Б) 50-й страницы по макроэкономике;
В) 90-й страницы по макроэкономике?
2. На путешествие самолетом из Москвы в Барнаул менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка на поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1000 у.е., а железнодорожный билет – 580 у.е. Сколько должен зарабатывать в будний день менеджер (в субботу и воскресенье он не работает), чтобы ему было все равно, с чисто экономических позиций, лететь или ехать поездом в следующих ситуациях:
А) лететь в будний день, ехать поездом 4 будних дня;
Б) лететь в будний день, ехать поездом 3 будних дня и 1 выходной;
|
|
В) лететь в выходной день, ехать поездом 4 будних дня?
3. Сережа, студент московского вуза, подрабатывает во время летних каникул. У Сережи работа с очень гибким графиком - он работает каждый день, но в любое время может взять выходной. Роман, друг Сережи, предложил ему взять выходной во вторник и съездить в Санкт-Петербург посетить Эрмитаж. Железнодорожный билет на ночной поезд из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно стоит 800 р. День пребывания в Санкт-Петербурге, включая посещение Эрмитажа, обойдется каждому в 400 р. Сережа мечтает увидеть Эрмитаж и готов заплатить за его посещение 2000 р. Однако он любит свою работу и оценивает удовольствие от нее в 300 р. Следует ли ему поехать в Санкт-Петербург для посещения Эрмитажа, если предположить, что Сережа ежедневно зарабатывает:
а) 300 р.;
б) 500 р.;
в) 700 р.?
4. Яхта, на борту которой находилось 6 человек, потерпела крушение. Троих выбросило на необитаемой остров А, остальных троих – на необитаемый остров Б. Выяснилось, что потерпевшие кораблекрушение на каждом из островов могут существовать, питаясь кокосовыми орехами и черепашьими яйцами. Каждый из попавших на остров А мог в течение светового дня собрать либо 20 кокосов, либо 10 черепашьих яиц. Из попавших на остров В один в течение светового дня мог собрать либо 10 кокосов, либо 10 черепашьих яиц, другой – либо 15 кокосов, либо 10 черепашьих яиц, третий – либо 20 кокосов, либо 10 черепашьих яиц. Нужно:
А) построить кривую производственных возможностей экономики каждого острова и объяснить ее форму;
Б) дать объяснение существованию альтернативных издержек каждого из продуктов в экономике острова А и в экономике острова В.
|
|
II. Проблемные вопросы
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
«В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями… Правительство играет активную роль в нашей экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и т.д.
В отличие от характерной для чистого капитализма широкой рассредоточенности экономической власти среди множества мелких единиц, американский капитализм породил могущественные экономические организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. В свою очередь Советский Союз, хотя и весьма близок к командной системе, в известной мере опирается на диктуемые рынком цены и сохраняет некоторые остатки частной собственности».
К. Макконнелл и С. Брю
1. Приведите примеры «чистых» экономических систем. Существуют ли, c точки зрения авторов цитаты, «чистые» экономические системы?
2. В чем, по мнению авторов, состоит роль государства в экономике США?
3. Опираясь на текст, личный опыт и обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения, что крупные корпорации способны «манипулировать работой рыночной системы».
4. Какова роль государства в командной экономике? Приведите примеры стран, для которых характерна данная экономическая система.
5. Как вы думаете, была ли экономика Советского Союза эффективной? Назовите два преимущества и два недостатка советской экономики.
6. К какому типу экономических систем Вы бы отнесли современную российскую экономику? Ответ аргументируйте.