Совершенная конкуренция и её признаки

Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении техническихновинок и открытий.

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренциии чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия.

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслеваяконкуренция (между производителями однородной продукции)ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (междупроизводителями разных товаров) позволяет найти сферу болееприбыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке,типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхожденияв отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистоймонополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролироватьрыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1) на рынке большое количество покупателей и продавцов,каждый занимает относительно малую долю рынка данныхтоваров;

2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход изотраслей абсолютно свободен;

4) наличие полной и доступной информации для участниковобмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:

1) снижение издержек;

2) быстрое внедрение НТП;

3) гибкое приспособление к спросу;

4) высокое качество продукции;

5) препятствие к завышению цен.

Негативные явления конкуренции:

1) разорение многих субъектов рыночной экономики;

2) анархия и кризис производства;

3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;

4) экологические нарушения.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей

продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:

1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания нарынке для своей продукции более благоприятных условийи подрыва позиций конкурента снижает цену посредствомуменьшения издержек производства;

2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня,качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: