Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.
Характерная особенность олигополистического рынка — взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны.
Вступление в олигополистический рынок ограничено.
При олигополистической конкуренции фирма в состоянииконтролировать два основных параметра своей деятельности —цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Чистая монополия (от греч. monos — «один», poleo —«продаю») — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынужденыприобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающееведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, —положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всегонад ценой.
Цель монополии — получение сверхприбыли посредствомконтроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1) единственный продавец-производитель;
2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаровзаменителей;
3) продавец осуществляет практически полный контроль надценами;
4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированнымфинансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.