ГОСУДАРСТВЕННОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖЕМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Контрольная работа по философии
Тема 58:
«Философия техники»
Выполнил:
студент2-го курсаКулаков Д. О., специальность УИР
группа № з1651,
№ зач. книжки – IRMZ6-1642358
Проверил:
Подпорин И. Г.
Минск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Техника как объект социально-философского исследования……………….3
2. Методологические проблемы исследования технического знания и инженерной деятельности......................................................................................6
3. Социальные последствия научно-технического прогресса……………….....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..13
Техника как объект социально-философского исследования
Техника представляет собой общее название разнообразных устройств, приспособлений и механизмов, созданных человеком, не существующих в природе. Она не может рассматриваться в качестве какого-либо обособленного «чистого» объекта. Любое техническое устройство, даже самое примитивное, несет в себе не только информацию о своих свойствах, но также повествует о своих создателях и целевой аудитории, о междисциплинарных связях с сопутствующими областями науки, играя значимую роль в общественной жизни.
|
|
Техника оказывается тесно вовлеченной в общественную жизнь, производство, политику, являясь критерием ценностных ориентаций общества [2, c.112].
Он предоставляет историческую периодизацию техники. В основе данной периодизации отображаются отношения между человеком и техникой. Развитие техники включает три этапа: техника случая (первобытная);техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье);техника "человека-техника" (Новое время и современность). Именно на последнем этапе человек максимально реализует себя, исходя при этом из своей основной потребности, жизни.
По мнению испанского философа Х. Ортега-и-Гассет (1883 - 1955),природа делает нас обездоленными, нуждающимися. В результате этого, у человека есть единственный выход: позаботиться о себе перед лицом невзгод и угроз природы. Это мнение дает начало идеи преобразования природы как закономерная реакция человека на угрозы его существованию.Не имея подобного выхода, человек не мог бы оставаться человеком[4, c.98].
Возникает техника.Она является совокупностью актов, преобразующих окружающую действительность, в результате чего появляется то, чего до сих пор не было в природе.Он предоставляет историческую периодизацию техники. В основе данной периодизации отображаются отношения между человеком и техникой. Развитие техники включает три этапа: техника случая (первобытная);техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье);техника "человека-техника" (Новое время и современность). Именно на последнем этапе человек максимально реализует себя, исходя при этом из своей основной потребности, жизни.
|
|
Согласно Х. Ортеге-и-Гассету, человеку объективно необходимо то, что является излишним и избыточным. Он желает жить хорошо, удобно, интересно, а не просто жить. Техника, по его мнению, и представляет собой производство избыточного, а человек выступает в роли технического творца преизбытка. Человек, техника, благосостояние философ ставит в ряд синонимов [4, c.102].
Техника представляет собой систему созданных орудий и средств производства, а также приемы, операции, умения, навыки и искусство организации и осуществления трудового процесса, - совокупностью многовекового опыта человечества, методов познания и преобразования природы, достижений его культуры. Возникновение техники обусловлено введением для достижения поставленной цели промежуточных средств. Техника, как результат и средство человеческого труда и развития его знания, выступает производительным органом общественного сознания человека.Продукты деятельности человека по созданию техники не являются целью сами по себе. Техника несет смысловую нагрузку в качестве средства. Но, несмотря на это, может рассматриваться как самостоятельный феномен. Однако данная самостоятельность носит относительный характер.