Задача элективного курса – систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации и совершенствование на этой основе орфографических и пунктуационных навыков, формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
Эта задача обусловливает характер обобщающих заданий, объединение правил в блоки и модули, усиливает обучающее значение морфемного анализа слов. Правила даются не «россыпью», а блоками в зависимости от принципов их формулирования. Это является принципиально новым в школьной практике преподавания.
Морфемный принцип – основной принцип русской орфографии, один из признаков частеречной принадлежности слов. Этим объясняется постоянное внимание к морфемному составу слов. За годы обучения формируются знания о правописании самых частотных корневых и служебных морфем.
Морфемный анализ имеет первостепенное значение и для совершенствования орфографической зоркости. Обозначая морфемы, учащиеся запоминают и графический, зрительный, облик слова. Морфемный анализ непосредственно влияет на степень орфографической зоркости учащихся.
В части повторения и обобщения пунктуации содержатся основные (базовые) правила, составляющие систему современной русской пунктуации.
В качестве дидактико-методической основы для элективного курса выбраны пособия, учитывающие современные тенденции в пунктуационной системе, которые характерны для практики современной печати (наиболее ярко они проявляются в публицистике, особенно в языке газет). Прежде всего это пособия, написанные под руководством и при участии В.В. Бабайцевой.
Традиционная система правил корректируется и дополняется пунктограммами, отражающими экспрессивность современной речи. Они обусловлены стремлением говорящего/пишущего актуализировать (усилить, выделить) отдельные фрагменты предложения. В методической литературе такие пунктограммы квалифицируются как авторские, факультативные и вызывают наибольшее количество вопросов в школьной практике преподавания русского языка.
Материалы элективного курса интенсифицируют работу по подготовке к Единому государственному экзамену в части А.
Часть упражнений должна быть предусмотрена для самостоятельной работы.