Примерное распределение часов

1. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог, их языковое своеобразие.  
2. Понятие литературной нормы.  
3. Фонетические нормы. Орфографические правила на фонетической основе.  
4. Акцентологические нормы.  
5. Орфоэпические нормы.  
6. Лексические нормы. Синонимы, антонимы, омонимы.  
7. Паронимы. Стилистические синонимы.  
8. Словарные пометы.  
9. Морфологические нормы в системе глаголов.  
10. Морфологические нормы в системе существительных.  
11. Морфологические нормы в системе прилагательных и наречий.  
12. Морфологические нормы в системе числительных.  
13. Орфографические правила на морфемной основе.  
14. Синтаксические нормы. Согласование. Управление.  
15. Изменение норм литературного языка.  
16. Литературная норма и стили речи.  
17. Заключительная конференция.  

Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог, их языковое своеобразие.

Работа с материалами § 1 «Функции языка», § 2 «Язык, речь и слово», § 3 «Термины язык, речь и слово», с. 70-73 «Устная и письменная формы речи». Задания 116, 117.

Темы для рассуждения на лингвистическую тему:

«Языковые признаки разговорного стиля речи»

«Что такое просторечие?»

«Возможно ли употребление разговорных элементов речи при ответе у доски?»

Одна из тем может быть выполнена в письменной форме.

 

2. Понятие литературной нормы.

Работа с материалами учебника «Русский литературный язык и его нормы», с. 73.

Анализ басни по выбору. Анализ одного из рассказов В. Шукшина, например, «Раскас».

Анализ определений литературной нормы:

«Языковая норма – совокупность «правильных» для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих» (С.И. Ожегов).

«…Закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты» (Д.Э. Розенталь).

Почему речь идёт о вариантах использования языковых (речевых) элементов?

Прокомментируйте частое употребление слов и словосочетаний: чёрное кофе, ихние дети, полезная шампунь, одеть пальто. Пользуйтесь толковыми словарями.

Языковая лаборатория. Учащиеся обсуждают ненормативные, с их точки зрения, употребления слов, составляют их списки, работают с толковыми и другими словарями.

 

Фонетические нормы.

Орфографические правила на фонетической основе.

Лингвистические наблюдения и их анализ. Задания 272, 273, 274.

Охарактеризуйте основные диалектные особенности произношения слов в вашей местности. Приведите примеры фонетической литературной нормы.

Какие орфографические правила образованы по фонетическому принципу? (Правописание О/Ё после шипящих, правописание И/Ы после Ц, правописание приставок на З/С, правописание Ы на месте И после приставок на твёрдую согласную). Повторение правил, подбор примеров.

Составление, запись и анализ словарных диктантов.

Дополнительные задания: 264-271.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: