Акцентологические нормы (ударение)

Знакомство с § 25.

Какие признаки характеризуют ударение в русском языке? (Динамическое, подвижное, смыслоразличительное.) объяснение терминов, подбор примеров, работа с орфоэпическими словарями.

Выполнение заданий 121-124.

Игра «Кто ошибётся последним?». Учитель диктует слова с правильным и неправильным ударением. Учащиеся записывают правильный вариант и произносят его:

Агентство, августовский, баловать, балованный, боязнь, бытие, взаймы, вовремя, о вреде, газопровод, гусеница, диалог, дискант, договор, дремота, жалюзи, завидно, задолго, заржавленный, иконопись, каталог, кашлянуть, одновременный, углубить и т.д.

Учащиеся подбирают по словарю по 10 слов. Обсуждение произношения и описания выбранных слов.

Как вы прокомментируете высказывание: «Не может быть массовых ошибок носителей языка». М. Виденов, болгарский лингвист.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (или сочинение-эссе) на эту тему.

 

Орфоэпические нормы.

Работа с § 25. Подробный анализ примеров, приведённых в параграфе. Представление своих наблюдений. Задания 125-127.

Работа со словами, имеющими смягчение согласных перед Е-И и произносящимися твёрдо. Учитель диктует слова в двух вариантах. Учащиеся распределяют их в два столбца.

Астероид, пионер, деканат, атеист, ателье, терапевт, антитеза, бандероль, берет, бутерброд, безе, гипотеза, гипотенуза, идентичный, дебют, дельта, диспансер, дебаты, девальвация, купе, декольте, декларировать, демисезонный, индекс, депрессия, кафе, кофе, кредо, крем, кредит, музей, шинель и т.д.

Проверка правильности произношения с помощью словаря, знакомство с пометой.

Учащиеся сами подбирают интересующие их слова и выясняют их произношение. В конце работы делается вывод: чем чаще употребляется слово, тем быстрее смягчаются согласные перед Е-И в заимствованных словах.

Какие другие орфоэпические нормы вы знаете? Приведите примеры.

Как вы прокомментируете высказывание: «Раньше нормой был запрет, теперь нормой стал выбор» (М.В. Панов)

Подберите слова с вариантами нормативного ударения: оспоривать – оспаривать, обусловливать – обуславливать и т.д.

Письменно выскажите своё отношение к мнению М.В. Панова, приведите свои примеры.

 

Лексические нормы. Синонимы, антонимы, омонимы.

Работа с §§ 26, 35. Анализ текста задания 180. Задания 326, 327, 328.

Напишите эссе «О роли синонимов в художественном тексте».

 

Паронимы. Стилистические синонимы.

Работа с § 26. Задания 132-134. Творческое задание 135, 136.

Задания 323, 324.

Учащиеся подбирают паронимы и объясняют их значение. Например: абонент – абонемент, дипломник – дипломант, слушать – прослушать – заслушать, жить – проживать, мелкий – мелочный (человек), ознакомить – познакомить, подпись – роспись, поступок – проступок, представить – предоставить, профессия – специальность и т.д.

Устное сообщение на тему «Как и зачем нужно различать паронимы».

Сочинение-рассуждение на тему, предложенную в задании 322.

 

Словарные пометы.

Задания 128-129.

Лабораторная работа со словарями в форме индивидуальных сообщений, загадок, историй слов и т.д. знакомство со словарями разных типов.

Сообщения, дискуссия.

 

Морфологические нормы в системе глаголов.

Работа с §§ 27, 36, 37. Добавляем задания с разноспрягаемыми глаголами: бежать и хотеть.

Задания 356, 357; 137, 138, 139; 285, 286, 297, 364.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: