Понятие и виды себестоимости продукции

Одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов является себестоимость продукции.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форма затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

- цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;

- производственную себестоимость, которая помимо затрат цехов включает общепроизводственные расходы;

- полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции, которые слагаются из производственной себестоимости и общехозяйственных и коммерческих (расходы на тару и упаковку, транс­портировку продукции, прочие расходы).

- индивидуальную себестоимость, которая обусловливается конкретными условиями, в которых действует предприятие.

- среднеотраслевую себестоимость, которая определяется как средневзве­шенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли.

По отношению к производственному процессу управленческий учет затрат можно организовать в разрезе следующих методов: попередельный (попроцессный) и позаказный. Попроцессный метод управленческого учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах. Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта.

Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них—по статьям калькуляции и видам продукции. При этом методе прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные—по цеху, производству, предприятию в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым базам распределения.

Калькулирование по процессам — это система калькулирования себестоимости продукции на основе группирования затрат в границах отдельных процессов или их совокупности, результатом которых являются полуфабрикаты. Сущность этой системы состоит в том, что затраты относятся не на отдельные заказы, а на отдельные процессы.

Калькулирование по заказам — это система калькулирования себестоимости продукции на основе учета затрат на каждое индивидуальное изделие или отдельную небольшую партию изделий.

На каждый заказ открывается карта аналитического учета затрат, где отмечаются наименование, заказчик, срок выполнения заказ, цеха-исполнители. Вся первичная документация включает обязательное указание номеров (шифров) заказов.

Формирование классических систем управленческого учета происходило в развитых странах в первой половине 20-го века. В этот период основным содержанием управленческого учета было совершенствование учета затрат, а результатом - рождение систем, получивших впоследствии мировое признание.

В их числе - система «стандарт-кост», созданная Г. Эмерсоном и Д.Гаррисоном. При использовании «стандарт-кост» производственный процесс еще до его начала должен быть стандартизирован, проконтролирован нормированием. В этом случае основная цель управленческого учета - своевременное выявление отклонений от стандартов (норм), анализ их влияния на финансовый результат и принятие на этой основе соответствующих управленческих решений.

Основные цели «стандарт-кост» - это контроль затрат и управление затратами. Для того, чтобы достичь этих целей, стандарт-кост включает:

A) установление стандартов затрат (норм и нормативов) и расчет на их основе стандартной себестоимости;

Б) оперативное выявление, учет и анализ отклонений,

B) принятие управленческих решений по регулированию затрат.

Технология учета и анализа отклонений следует из правила Г. Гантта: все расходы сверх установленных норм должны относиться на счет виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты. Правило Г.Гантта позволяет представить «стандарт кост» в виде следующей модели: Выручка от продажи продукции - Стандартная себестоимость продукции = Валовая прибыль - Отклонения от стандартов = Фактическая прибыль.

В 30-е годы в США возникла система управленческого учета, известная как учет прямых затрат - «директ-кост». Ее принципы сформулировали Д.Кларк и Д.Гаррисон. Сущность метода «директ-костинг» заключается в разделении затрат на постоянные, то есть не зависящие от объема выпуска продукции, к которым относятся амортизационные отчисления, зарплата управленческого персонала, некоторые виды местных налогов, и переменные, меняющиеся в прямой связи с изменениями объема выпуска, к примеру, затраты на сырье, комплектующие и т.п. Только переменные затраты включают в себестоимость единицы изделия. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции.

Постоянные же затраты вообще не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

В основе современного «директ-костинга» лежат следующие концептуальные принципы:

- четкое размежевание расходов на переменные и постоянные путем исследования поведения затрат методом записей в учетных регистрах; визуальным методом; методом мини-макси; наименьших квадратов;

- калькулируется частичная себестоимость продукции, - она ограничена переменными (прямыми) затратами. Постоянные расходы учитываются отдельно и, не распределяясь между видами продукции, возмещаются за счет финансовых результатов отчетного периода;

- главным оценочным показателем является маржинальный доход:

МD = VRP – VC = FC + Pr (1.7)

Где: МD – маржинальный доход; VRP - выручка от реализации продукции; VC - прямые (переменные) расходы; FC - постоянные расходы; Pr - прибыль.

Эти проблемы успешно решаются с помощью метода ABC (Activity-based costing), а также технологий, составляющих суть японской модели управления затратами, основанной на JIT -философии. (JIT- «just-in-time» -«точно вовремя»). В целом, JIT-система - философия управления, направленная на устранение бесполезных затрат и непрерывное совершенствование производства. Для достижения главной своей цели ЛТ в управленческом учете соединил «стандарт-кост» и «респонсибилитилцентр» с организацией оперативного учета.

Особенность состоит в том, что JIT преобразовывает систему производственного учета в систему управления стоимостью. Механизм управления стоимостью в ЛТ реализуется через многочисленные преимущества этой системы: минимизацию запасов, надежность выполнения запасов, ориентация на потребности рынка.

Из философии ЛТ вытекают и основные идеи Activity-based costing (ABC) - калькулирования на основе деятельности. Буквально метод ABC означает учет затрат по работам (функциональный учет затрат, который также называют функционально-стоимостным анализом). Основные концептуальные идеи ABC сформулированы Р.Купером и Р.Капланом: продукция потребляет производственные процессы, а процессы, в свою очередь, потребляют определенные ресурсы. Тем самым ABC отличается от традиционной системы калькулирования, следующей принципу: продукция потребляет ресурсы.

Японская модель управления производством и соответствующая ей система управленческого учёта основана на применении «таргет-кост» и «кайзен-кост», являющихся элементами единой системы управления затратами.

Методологически «таргет-кост» предусматривает расчёт целевой себестоимостипродукта, причем исходя из цены реализации, предварительно установленной с помощью маркетинговых исследований. «Таргет-костинг» - это целостная концепция управленческого учета, которая:

• поддерживает стратегию снижения затрат;

• реализует функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля затрат и определения целевой себестоимости продукции в соответствии с рыночными реалиями.

Для достижения этих целей подходят к определению целевой себестоимости, исходя из следующего равенства: Цена - Прибыль = Себестоимость. Этим обеспечивают получение действенного механизма превентивного контроля и снижения затрат на стадии проектирования и разработки продукта. Его суть в том, что «таргет-костинг» предусматривает расчёт себестоимости продукта, исходя из цены реализации, предварительно установленной путем маркетинговых исследований. Для определения целевой себестоимости продукта величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены.

Разница между расчётной себестоимостью и целевой себестоимостью является отправной точкой для определения и кайзен-задачи, - целевого снижения отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: