Психология возрастных кризисов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ирина Германовна Малкина-Пых — психолог,

д-р физ.-мат. наук в области системного анализа

и математического моделирования

сложных биофизических систем

Оформление художника С. Киселевой


Малкина-Пых И. Г.

М 18 Кризисы подросткового возраста. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 384 с. — (Справочник практического психолога).

ISBN 5-699-07425-2

Данная книга является руководством по психологической рабо -те с подростками в периоды подростковых возрастных (норматив -ных) кризисов. Подробно рассмотрены как вопросы индивидуаль -ного психологического консультирования и психотерапии, так и групповые формы работы, представленные в виде программ тре­нингов для подростков. Групповая работа направлена на развитие чувства принадлежности к группе, корректировку самооценки, по -вышение активности и самосознания. Книга включает также тео -ретические представления о возрастных кризисах в целом и под­ростковых возрастных кризисах в частности. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, консультантов и других специа­листов, работающих с подростками. Книга также может быть по -лезна широкому кругу читателей, интересующихся психологией.

УДК 159.922.8 ББК 88.8

© И. Г. Малюпю-Пых, 2004

ISBN 5-699-07425-2

© ООО «Издательство «Эксмо», 2004


Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ
КРИЗИСОВ i

1.1.Возрастные кризисы в развитии человека................. 5

1.2.Основы психологического консультирования
и психологической коррекции при возрастных
кризисах................................................................ 26

Глава 2. КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Возрастные задачи развития.............................. 58

2.2. Особенности эмоциональной £феры....................... 66

2.3. Особенности структуры самосознания..................... 72

2.4. Особенности общения.......................................... gg

2.5. Психосоциальное развитие.................... 95

2.6. Кризисы подросткового возраста.............................. 99

2.7. Индивидуальное консультирование

подростков............................. Ц4

2.8. Консультирование родителей................................... 122

2.9. Групповая терапия с подростками.......... ~............ 133


Тренинг «Как быть личностью»....................................... 144

Тренинг «Как быть с эмоциями»...................................... 186

Тренинг «Как быть с другими»......................................... 207

Тренинг «Как быть уверенным в себе»........................... 249

Тренинг «Как быть с обществом»................................... 283

Тренинг «Как быть с семьей»............................................ 298

Тренинг «Жизнь по собственному выбору»................ 321


_____________ ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ


1.1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

J I ття введения представления о кризисах возрас­тного развития исходным является членение периода развития на отдельные этапы.

Примем за исходную посылку, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с ок­ружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровожда­ется значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.

Традиционно такие исследования концентрирова­лись в рамках кризисов детства (кризис трех лет, подро­стковый и т. п.). Однако многие авторы (Ниемеля, 1982; Эриксон, 1996), рассматривая периодизацию жиз­ни взрослого человека, пишут не просто о наличии в ней возрастных кризисов, но и об их необходимости для продолжения процесса развития. Действительно, в те­чение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем,


Глава 1

кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что име­ет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает по­нимать, что некоторые моменты своей жизни он пере­оценивал, а другие — недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реали­зует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реаль­ной основе.

Сущностью каждого кризиса является выбор, кото­рый человек должен сделать между двумя альтернатив­ными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и разви­тии всей последующей жизни.

Следует еще раз подчеркнуть, что в данном спра­вочнике рассматривается нормативный кризис, который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей.

В качестве рабочего определения кризиса для целей психологического консультирования примем следую­щее: кризисэто столкновение двух реальностей: психи- ■ ческой реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т. п. и той части объективной действительности, которая противоречит его предыду­щему опыту.

Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована, и преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются каче-


 


Психология возрастных кризисов

ственно иные механизмы, в данный момент отсутст­вующие (Хухлаева, 2001).

Л.С. Выготский рассматривал развитие как внутрен­не детерминированный, целенаправленный процесс, ко­торый протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в-ребенке происходят такие изменения, кото­рые заметны окружающим. По мнению Выготского, кризис, или критический период, — время качествен­ных позитивных изменений, "результатом которых явля­ется переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложив­шейся социальной ситуации развития и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных пе­риодов, по Выготскому, можно назвать:

• наличие резких изменений в короткие отрезки
времени;

• неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность
определения моментов ег£ наступления и оконча­
ния;

• конфликты с окружающими и трудновоспитуе-
мость ребенка, выпадение его из системы педаго­
гического воздействия;

•наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский, 1984).


Глава 1

Положения Выготского применимы и для понима­ния закономерностей развития взрослых.

В отличие от Выготского и его последователей А.Н. Леонтьев разделяет понятия «критический период» и «кризис». Если критический период — неизбежный переход с одной стадии психического развития на дру­гую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может не быть (Леонтьев, 1981). Воз­никновение новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». Кризис (болезненный, острый период в разви­тии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей дея­тельности к другой (Леонтьев, 1983).

Огромное место в психологии возрастных кризисов занимают работы Л.И. Божович. В целом позиция Божо-вич продолжает линию Выготского в разработке вопро­сов, связанных с понятием «переживание» (Божович, 1995). В работах Божович в исследование переживания было введено представление о внутренней позиции. Это понятие особенно подробно исследовалось в ситуации перехода ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.

Таким образом, в целом в отечественной психоло­гии основное место занимает взгляд на кризисы как на поведенческий синдром возрастного перехода, вклю­чающий болезненную реакцию ребенка на неадекват­ные педагогические воздействия со стороны взрослого.

Исключение составляет позиция Д.Б. Эльконина, высказанная в статье «К проблеме периодизации пси­хического развития в детском возрасте» (1971). В ней


Психология возрастных кризисов

кризисы определены как переходы от одной системы к другой (от овладения мотивационно-потребностной сферой к операционально-технической и наоборот). При этом переходы между эпохами названы «больши­ми» кризисами. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребност­ной сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис, он откры­вает следующий период формирования интеллектуаль­но-познавательных сил ребенка.

Итак, в целом в отечественной психологии сущест­вуют две принципиальные позиции в понимании кри­тических возрастов.

1. Признание критических возрастов необходимыми
моментами развития, в которых происходит осо­
бая психологическая работа, состоящая из двух
противонаправленных, но единых в своей основе
преобразований: возникновение новообразования
(преобразование структуры личности) и возник­
новение новой ситуации развития (преобразова­
ние социальной ситуации развития). Это позиция
Л.С. Выготского и Д.Б. ЭлькЬнина.

2. Признание необходимости качественных преоб­
разований, которые состоят в смене ведущей дея­
тельности и одновременном переходе в новую
систему отношений. При этом акцент делается на
внешних условиях, социальных, а не на психоло­
гических механизмах развития. В таком виде по­
зиция представлена А.Н. Леонтьевым, Л.И. Бо­
жович и др.


Глава 1

В зарубежной, а в последние годы — и в отечествен­ной психологии многие авторы исходят из представле­ния о нормативности, необходимости кризисов. В настоя­щее время такой подход является общепризнанным, хотя и идут дискуссии по поводу механизмов кризисов, их привязанности к конкретным возрастам и событиям и т. д.

Представление о критических периодах в развитии многоаспектно. Говоря о психологическом переходе, необходимо выделять представления:

1. о смене некоторой структуры или организованно­
сти (Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.);

2. о психологическом механизме возникновения но­
вого (Я. Боом);

3. о кризисе (конфликте) как характеристике неко­
торого отрезка онтогенеза (Э. Эриксон, Д. Левин-
сон и др.).

Все эти подходы исходно задаются разными базовы­ми представлениями о развитии.

Наиболее распространенной является эпигенетиче­ская концепция Э. Эриксона, которую мы уже рассмат­ривали в предыдущем разделе. Рассмотрим ее теперь под другим углом зрения — как теорию кризисов воз­растного развития. По Эриксону, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сде­лать. Выбор осуществляется между двумя альтернатив­ными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни че­ловека: ее успешности или неуспешности. Через кризи­сы и сопутствующие им выборы происходит развитие


Психология возрастных кризисов

идентичности человека. Таким образом, кризис обозна­чает конфликт противоположных тенденций, возни­кающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требо­ваний, предъявляемых к индивиду. Кризис не является чем-то деструктивным. Наоборот, Эриксон употребляет понятие «кризис» в контексте представлений о разви­тии, чтобы выделить «не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимо­сти и возросших потенций, и вследствие этого онтоге­нетический источник хорошей или плохой приспособ­ляемости» (Эриксон, 1996).,<

По мнению Эриксона, человек на протяжении жиз­ни переживает восемь психосоциальных кризисов, спе­цифических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направлен­ность дальнейшего развития личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются основные фи­зиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком или нет. В первом случае у ребенка раз­вивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Ес­ли родители понимают ребенка и помогают ему кон­тролировать естественные отправления, ребенок полу­чает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль при­водит к развитию у ребенка стыда или сомнений, свя-


Глава 1

занных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует «второму детству». В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к по­корности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполне­нию будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса сре­ди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к иденти­фикации или связанные с ней трудности могут привес­ти к ее «распылению» или же к путанице ролей, кото­рые подросток играет или будет играть в эмоциональ­ной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис -свойствен молодым взрослым лю­дям. Он связан с поиском близости с любимым челове­ком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл


Пс ихология возрастных кризисов

«работа - рождение детей - отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подоб­ного опыта приводит к изоляции человека и его замыка­нию на самом себе.

Седьмой кризис наступает примерно в 40 лет. Он ха­рактеризуется развитием чувства сохранения рода (гене-ративности), выражающегося главным образом в «ин­тересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивно­стью и созидательностью в самых разных областях. Ес­ли, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличност­ных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на под­ведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя из­менить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Эриксон не ставит вопрос о смене стадий, о перехо­де от одного «нуклеарного конфликта» к другому. Он лишь указывает на то, что и после критического перио­да, когда конфликт уже разрешен, возникшее качество мо­жет испытывать сильные фрустрирующие воздействия, однако они менее опасны. Кроме того, уже возникшее


Глава 1


Психология возрастных кризисов


 


качество не описывается лишь со своей положительной стороны. Эриксон возражает против того, чтобы его по­следовательность стадий трактовалась как последова­тельность «достижений». Новое качество потенциально двухполюсно, например, автономность имеет своим ан­типодом чувство стыда. Поэтому новое качество, и воз­никнув, оказывается внутренне конфликтным.

Сходные классификации возрастного развития исполь­зуют и другие авторы.

Г. Крайг определяет критический период как «един­ственный отрезок времени в жизненном цикле организ­ма, когда определенный средовой фактор способен вы­звать эффект» (Крайг, 2003). Такое понимание кризиса основывается на двухфакторной модели детерминации развития, определяемого влиянием среды и наследст­венности. В этой модели критический период является моментом синхронизации внутреннего созревания и воздействий среды. Это означает, что есть периоды пре­имущественного развития какой-то способности или свойства личности. Внешнее воздействие на организм в этот период или травмирует, или, напротив, способст­вует развитию этой способности или свойства.

Такая трактовка термина «кризис» применима к раз­личным концепциям возрастной периодизации, напри­мер, делает его прямым синонимом применяемого в психофизиологии термина «сенситивный период».

Д. Левинсон (Levinson, 1978; 1986) рассматривает развитие как регулярную последовательность стабиль­ных и переходных стадий. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется постепенным достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи


развития на этом этапе представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации ока­зываются предметом анализа для индивида, а новые возможности — предметом поиска.

Так, к переходным относится период 18—20 лет, ко­гда встает проблема достижения независимости от ро­дителей. Затем наступает стабильная фаза, на протяже­нии которой человек находит свое место во взрослой жизни.

Примерно в 30 лет возникает необходимость пере­смотра своих жизненных схем, причем, если обнаружи­вается их неправильность, возникает потребность в их изменении. При этом возможна дифференциация пере­хода по половому признаку: мужчины чаще пересмат­ривают собственные карьерные установки и способы их реализации, женщины — делают окончательный выбор между карьерой и семьей.

У мужчин в 40—45 лет происходит еще одно переос­мысление жизненных ценностей, когда обнаруживает­ся, что юношеские мечты так и не осуществились. Факт отрицательного эмоционального переживания этого возрастного периода подтвержден в 80% случаев. Одна­ко можно предположить, что широкое распространение идеи о кризисе среднего возраста провоцирует людей маркировать свои переживания именно таким образом. Снятие этого возражения возможно лишь в организо­ванном особым образом лонгитюде.

В отличие от Эриксона и его последователей многие авторы считают основным механизмом возрастного развития смену онтогенетических структур. Этих иссле­дователей прежде всего интересуют условия, необходи-


Глава 1


Психология возрастных кризисов


 


мые для возникновения новых структур, прежде все­го — когнитивной.

Я. Боом (Boom, 1992) особо останавливается на оп­ределении понятия «стадия развития». По его мнению, на начальном этапе исследования стадию развития можно считать лишь эмпирическим обобщением неко­торых наблюдаемых характеристик поведения детей.

С позиции Боома, эмпирические, не подтвержден­ные экспериментально представления об этапах возрас­тного развития позволяют лишь описать и обобщить реально наблюдаемые характеристики отдельных ста­дий. Как правило, на следующем этапе любого исследо­вания встает вопрос о теоретическом объяснении внут­реннего содержания данной стадии развития.

Боом считает стадию развития конструктом, кото­рый представляет собой своеобразное сбвмещение двух типов описаний: с одной стороны, идея стадии пред­ставляет собой производную от идеи классификации и упорядочения, с другой — от идеи изменения и транс­формации. Таким образом, понятие «стадия развития» возникает на пересечении этих двух логических конст­рукций. В связи с этим, по мысли автора, понятие «ста­дия развития» должно быть положено на пересечение двух групп конструктов (оценочная, иерархическая клас­сификация и связанные со временем необратимые изме­нения). Поэтому оно является очень богатым понятием, представляющим соединение элементов двух групп.

Недостатком подобного подхода является то, что со­держание перехода редко оказывается изученным, т. к. исследователей стадиальных теорий в первую очередь


интересует описание стадий, а не механизм их смены (Поливанова, 2000).

Специфику перехода от одной стадии развития к другой можно проанализировать на примере теории Ж. Пиаже. Сам Пиаже не исследовал специально меха­низм смены стадий, хотя и указывал на то, как это мо­жет выглядеть в эксперименте.

Реконструируя позицию Пиаже по данному вопро­су, Боом обращает внимание на термин «рефлексивная абстракция». Рефлексивная абстракция — это момент изменения позиции действующего. Исходно ребенок действует в соответствии q некоторой интеллектуальной структурой. Пока нет противоречия между его представ­лениями и опытом, в фокусе его внимания остаются са­ми объекты действия и происходящие с ними измене­ния. Как только противоречие обнаружено, для его преодоления необходимо обратиться к самим действи­ям, т. е. к собственной структуре, к собственным мыс­лительным действиям. Именно такое отношение и есть рефлексивная абстракция. Выявление собственной (исполь­зованной для объяснения явления) логической структу­ры, рефлексия этой структуры является необходимым условием ее (структуры) реорганизации. Таким обра­зом, необходимо выявление этапа, на котором сам тип рассуждения (структура интеллекта, структура противо­речия участников дискуссии) должен стать предметом рефлексии.

mi
шеделенной еят< льности, в
ер^е — Нер1»ШйРнредм»¥а анал] ЯШШ1ЙШь^Ш?МПЛЕКСНЬ1Й UEHTP «чидавнагеввюн^ивАния населения . "Э Н Е Р Г И Я"
за с объек-
 

Переход реорганизац данном при» та на сами


Глава 1

Понимание кризиса как органической части процес­са развития личности присутствует также в работах пси­хологов экзистенциально-гуманистического и транс­персонального направления — Р. Ассаджиоли, С. Гроф-фа, А. Маслоу, К. Юнга и др. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека.

По мнению С. Гроффа, состояние кризиса может быть трудным и пугающим, но обладает огромным эво­люционным и целительным потенциалом, открывает путь к более полной жизни. «Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естествен­ного развития духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным из­менениям личности, к разрешению важных жизненных проблем» (Грофф, Хэлифакс, 1996). Отказ от духовного пути и соответствующего ему кризисного развития на индивидуальном уровне приводит к обедненному, не­счастливому, не удовлетворяющему человека образу жизни, растущему числу эмоциональных и психосома­тических проблем. В коллективном масштабе это может оказаться существенным фактором глобального кризи­са, угрожающего выживанию человечества и всей жиз­ни на планете (Хухлаева, 2002).

Представитель психосинтеза Э. Йоумеие выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания и обращает особое внимание на от­ношение людей к первому этапу кризиса — периоду разрушения. В это время происходит ломка видения мира, познания самих еебя и отношения к окружаю­щим. Люди не проявляют должного внимания к этому


Психология возрастных кризисов

периоду и уважения к тем, кто находится на этом этапе. Однако никакое подлинное созидание невозможно без разрушения старого, без символической смерти про­шлого опыта. Подтверждением этого могут служить об­ряды перехода из.одной возрастной категории в другую (например, от детства или юношества к зрелости). Об­ряды перехода, как правило, включают несколько та­инств, и одно из них — таинство смерти и нового рож­дения. Символика смерти раньше воспринималась как высшее посвящение, как начало нового духовного су­ществования. В отличие от древних культур наша куль­тура построена на отрицании смерти. Но когда проис­ходит ломка, отмирание некоторых естественных спо­собов видения мира, познания самих себя и отношения к окружающему, это порой весьма схоже со смертью. Возможно, отрицание смерти культурой в целом приво­дит к тому, что недооцениваются и периоды разруше­ний. По словам Йоуменса, «нам необходимо понять, что маленькие смерти необходимы, являются неотъем­лемой частью жизни и неотделимы от нее» (Йоуменс, 1989).

Не менее важен и промежуто|ный период, когда ста­рые модели уже не работают, а новые еще не созданы. Это период, когда пришло время заняться переоценкой ценностей и постановкой вопросов, которые сегодня не имеют решения. Это трудная задача для тех, кто при­вык всегда находить готовые ответы и управлять собы­тиями.

Период созидания, по мнению Йоуменса, тоже име­ет свои подводные камни. Человека могут подстерегать Две крайности: с одной стороны, стремление обеспе-


 




Глава 1

чить безопасность своих действий, что приводит к пас­сивности, инертности, с другой — желание поскорее добиться всего и сразу.

Таким образом, по мнению большинства исследова­телей, кризисный период затрудняет движение и разви­тие, но при этом открывает нЪвые возможности, пробу­ждает внутренние резервы человека. Что именно при­несет ему кризис, будет зависеть от него самого.

При патологическом течении кризиса может про­изойти искажение его нормальной динамики, «застре­вание» на каком-то этапе кризиса и как следствие — ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие даль­нейшее нормальное развитие в стабильном периоде.

В норме критический период может стать актом развития, если в процессе его преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритического периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция.

В противоположность простому переходу, кризис можно понять как необходимый этап развития только в том случае, если считать его моментом разрыва, исчез­новения, преодоления старого и возникновения нового. Новое (отношение, деятельность, совместность, общ­ность) в процессе кризиса возникает «революцион­ным», а не эволюционным путем.

Вначале психологическая функция возникает внут­ри целостной ситуации действования, затем освобожда­ется от нее.

Новообразование возраста (в отличие от новых функциональных умений) определяет и новое (произ­вольное, субъектное) отношение к традиционно выде-


Психология возрастных кризисов

ляемым трем сферам сознания — отношения к себе, к предметному миру и к миру людей. Таким образом, но­вообразование возраста перестраивает личность в це­лом. Содержанием кризиса психического развития яв­ляется субъективация новообразования стабильного пе­риода. Возрастные новообразования возникают в два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под субъекти-вацией понимается превращение новообразования в но­вые способности самого действующего субъекта (Поли­ванова, 2000).

Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного воз­раста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возни­кает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно крити­ческой фазе это противоречие обостряется и проявляет­ся, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается че­рез образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее состав­ляющими.

Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеаль­ной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидаю­щее его в будущем, образ нового поведения. До подоб­ного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты


Глава 1

жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притяги­вающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшест­вующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

Далее наступает собственно критическая фаза, со­стоящая из трех этапов,

' На первом этапе происходит попытка непосредст­венно реализовать наиболее общие представления об j идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. I Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек) сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой ! идеальной формы, с тем, что идеальная форма сущест­вует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Далее наступает этап конфликта — необходимое ус­ловие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обна­жить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается не­возможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной прегра­дой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители — старые формы жизни и взаи­моотношений. Конфликт создает условия для диффе­ренциации этих ограничителей. Посредством конфлик-


Психология возрастных кризисов

та обнаруживается, что часть из них действительно бы­ла связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собст­венной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В -конфликте с предельной ясностью об­нажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с не­достаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельно­сти, создаются условия для преодоления кризиса. Имен­но в фазе конфликта происходит обнаружение челове­ком нового «жизненного значения» (Запорожец, 1986).

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап — рефлексия собственных спо­собностей, должно возникнуть новообразование кризи­са. Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризи­са, представляющий собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная реф­лексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

Кризис завершается посткр*тической фазой, пред­ставляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное» (Эльконин, 1994), принима­ются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит по­иск нового «значимого другого». Реализуется новая форма — идеальная, а не идеализированная, полноцен­ная, а не формальная.

В детском и юношеском возрасте выделяют большие


 




Глава 1

кризисы (кризис новорожденное™, кризис трех лет, подростковый кризис в 13—14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет, кризис в 17—18 лет). При больших кризисах перестраиваются отноше­ния ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием уме­ний и самостоятельности человека. В период критиче­ской фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямст­во, негативизм, строптивость, непослушание.

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «сере­дины жизни» и кризис старости, а также ряд менее зна­чимых критических периодов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20—30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную лич­ную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33—35 лет), когда, достигнув определенного социально­го и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недол­гий (около десяти лет) период стабилизации, когда че­ловек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и матери­ального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критиче­ское десятилетие «среднего возраста» (45—55 лет), когда


Психология возрастных кризисов

появляются первые признаки ухудшения здоровья, по­тери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жиз­ни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессив­ные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных по­пытках «доказать свою молодость» через любовные ин­трига или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости (55—65 лет) — пери­од физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного от­хода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте 65—75 лет говорят как о первой старос­ти. После этого возраст считается преклонным — чело­век переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, кото­рую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте|(старости) человеку предсто­ит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключа­ется в переоценке собственного «Я» помимо его профес­сиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухо­да на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.


 




Глава 1


Психология возрастных кризисов


 


1.2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСАХ

Конкретные методы и техники психологического консультирования и психологической коррекции в пе­риоды различных возрастных кризисов будут описаны далее в соответствующих разделах справочника. Здесь мы кратко остановимся только на самых общих прин­ципах и определении понятий.

Распределение таких двух сфер психологической помощи, как психологическое консультирование и пси­хотерапия, — сложная задача, поскольку во многих слу­чаях профессионалу трудно сказать, занимается он пси­хологическим консультированием или психотерапией. В консультировании и в психотерапии используются одни и те же профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и консультанта, одинаковы; процедуры, используемые в консультирова­нии и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между психотерапевтом (консультан­том) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схоже­стью деятельности консультанта и консультанта-психо­лога (Кочюнас, 1999). Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные,


важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специ­фические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

• консультирование ориентировано на клинически
здоровую личность — людей, имеющих в повсе­
дневной жизни психологические трудности и
проблемы, жалобы невротического характера, а
также людей, чувствующих себя хорошо, однако
ставящих перед собой цель дальнейшего развития
личности;

• консультирование ориентировано на здоровые
стороны личности независимо от степени нару­
шения; эта ориентация основана на вере, что «че­
ловек может изменяться, выбирать удовлетворяю­
щую его жизнь, находить способы использования
своих задатков, даже если они невелики из-за не­
адекватных установок и чувств, замедленного со­
зревания, культурной депвивации, недостатка фи­
нансов, болезни, инвалидности, преклонного воз­
раста» (Myers et al., 1968);

• консультирование чаще ориентируется на настоя­
щее и будущее клиентов;

• консультирование обычно ориентируется на крат­
косрочную помощь (максимум 15 встреч);

• консультирование ориентируется на проблемы,
возникающие во взаимодействии личности и
среды;


Глава 1


Психология возрастных кризисов


 


в консультировании акцентируется ценностное
участие консультанта, хотя отклоняется навязыва­
ние ценностей клиентам;

• консультирование направлено на изменение по­
ведения и развитие личности клиента.

Таким образом, целью психологического консультиро­вания и психологической коррекции является психологиче­ская поддержка здоровых людей в критических ситуаци­ях. При этом под критической ситуацией мы будем по­нимать ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реа­лизации внутренних необходимостей своей жизни (мо­тивов, стремлений, ценностей и пр.)» (Василюк, 1999).

Термин «коррекция» допустимо применять только к детям дошкольного и младшего школьного возраста, ко­гда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей или педагогов), а мотивация к изменениям формируется в процессе самой работы (Хухлаева, 2001). Начиная с психологической поддержки подростков, ко­торые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологиче­ское консультирование. Таким образом, в дальнейшем мы будем обсуждать психологическую коррекцию дошколь­ников и младших школьников и психологическое кон­сультирование подростков и взрослых людей.

Объектом психологического консультирования и психологической коррекции в периоды возрастных кризисов являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Целью его можно назвать восстановление психологического здо-


ровья при направленной психологической помощи пси­холога-консультанта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной (Дубровина, 1991). Под этим термином понимаются психологические ас­пекты здоровья, т. е. то, что относится к личности в це­лом, находится в тесной связи с высшими проявления­ми человеческого духа.

Психологическое здоровье можно описать как систе­
му, включающую аксиологический (ценностный), инст­
рументальный
и потребностно-мотивационный компо­
ненты..'

Аксиологический компонент содержательно представ­лен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безус­ловной предпосылкой этого является личностная цело­стность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение ра|глядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе (Хухлаева, 2000).

Инструментальный компонент предполагает владе­ние человека рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотно-


Глава 1

шениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жиз­недеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и стано­вится «автором собственной биографии» (Слободчиков, 1991).

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологиче­ского консультирования и коррекции при возрастных кризисах:

• обучение положительному отношению к себе и
принятию других;

• обучение рефлексивным умениям;

• формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, в психологическом консультирова­нии и коррекции основной акцент делается на обуче­нии, на предоставлении человеку возможности измене­ний, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью.

В качестве универсальных целей консультирования, которые в большей или меньшей степени упоминаются


Психология возрастных кризисов

теоретиками разных школ, можно перечислить следую­щие (Кочюнас, 1999):

1. Способствовать изменению поведения, чтобы
клиент мог жить продуктивнее, испытывать удов­
летворенность жизнью, несмотря на некоторые
неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при
столкновении с новыми жизненными обстоятель­
ствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно
важных решений. Существует множество дел, ко­
торым можно научиться во время консультирова­
ния: самостоятельные поступки, распределение
времени и энергии, оценка последствий риска,
исследование поля ценностей, в котором проис­
ходит принятие решений, оценка свойств своей
личности, преодоление эмоциональных стрессов,
понимание влияния установок на принятие ре­
шений и т. п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать меж­
личностные отношения* Общение с людьми зани­
мает значительную часть жизни и у многих вызы­
вает трудности из-за низкого уровня их самоува­
жения или недостаточны* социальных навыков.
Будь то семейные конфликты взрослых или про­
блемы взаимоотношения детей, следует улучшать
качество жизни клиентов посредством обучения
лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала
личности. По мнению Blocher (1966), в консуль-



Глава 1

тировании необходимо стремиться к максималь­ной свободе клиента (учитывая естественные со­циальные ограничения), а также к развитию спо­собности клиента контролировадъ свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окруже­нием.

Для определения форм психологической поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нор­мы, а затем критериев психологического здоровья. Раз­витие является необратимым процессом изменения ти­па взаимодействия с окружающей средой. Это измене­ние проходит через все уровни развития психики и сознания и приводит к качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процес­се жизнедеятельности.

С этих позиций понимание нормы должно основы­ваться на анализе взаимодействия человека с окружаю­щей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением адаптироваться к среде и умением адап­тировать ее в соответствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между этими двумя тенденциями не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией мож­но считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процес­сов приспособления к среде, освобождением от инфан-


Психология возрастных кризисов

тильного представления «мир должен соответствовать моим желаниям». Человек, достигший зрелости, в со­стоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохране­нии акцента на преобладании самоизменений как пред­посылок изменения внешней ситуации. Исходя из та­кого понимания нормы, можно подойти к определению уровней психологического здоровья.

Креативный, высший уровень психологического здо­ровья можно наблюдать у людей с устойчивой адапта­цией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отноше­нием к действительности, наличием созидательной по­зиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

Адаптивный, средний уровень проявляют люди, в це­лом адаптированные к социуму, однако имеющие не­сколько повышенную тревожность. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья. Их можно включить в групповую работу прюфилактически-разви-вающей направленности.

Дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативиый,

низший уровень психологического здоровья Наблюдает­ся у людей с нарушением баланса процессов ассимиля­ции и аккомодации.

2 И.

Ассимилятивное поведение при разрешении внут­реннего конфликта характеризуется прежде всего стрем­лением человека приспособиться к внешним обстоя­тельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.

,-, I

Малкина-Пых


Глава 1 s

Неконструктивность его проявляется в ригидности сти­ля поведения, попытках полностью соответствовать же­ланиям окружающих.

Аккомодативное поведение, наоборот, характерно активно-наступательной позицией, стремлением подчи­нить окружение своим потребностям. Неконструктив­ность его заключается в негибкости поведенческих сте­реотипов, преобладании экстернального локуса контро­ля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждают­ся в индивидуальной психологической помощи.

Важность теории в психологическом консультирова­нии, как и в других областях психологической практи­ки, трудно переоценить. Теория не только позволяет консультанту понять самому и разъяснить клиенту его проблемы, но и помогает чувствовать себя в безопасно­сти при столкновении с хаотичным, дезорганизован­ным внутренним миром некоторых клиентов. Каждая теория выполняет четыре основные функции (George, Cristiani, 1990):

• обобщает накопленную информацию;

• делает более понятными сложные явления;

• предсказывает последствия разных обстоятельств;

• способствует поиску новых фактов.

Эти функции вполне подходят к любой теории, ле­жащей в основе консультативной практики. Теория по­могает консультанту обобщить опыт работы с разными клиентами, понять природу их проблем и формы про­явления конфликтов, способствует эффективному при­менению конкретных методов. Благодаря теоретиче-


Психология возрастных кризисов

ской подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики конструи­рует свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы (психоаналитиче­скую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гу­манистическую и т. д.). Выбор той или иной теоретиче­ской ориентации прежде всего определяется точкой зрения консультанта на природу человека. От нее зави­сит характер ответов на принципиальные вопросы:

• что есть человек? :

• какие врожденные тенденции ему свойственны?

• свободен ли выбор человека при любых обстоя­
тельствах или же он определяется наследственно­
стью и событиями прошлого?

• существуют ли предпосылки изменения человека
и как он может изменяться?

Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от осо­бенностей своей личности, мировоззрения, теорети­ко-психологических симпатий. В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не оеспорядочный набор разных теоретических принци­пов^ воззрений или методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного рименения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических


ш


\


Глава 1

подходов в стремлении найти единое начало и прове­рить, как новая система «работает» на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода — это итог всей профессиональной деятельности консультан­та. Большинство специалистов, долгое время работаю­щих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствую­щую личности и мировоззрению каждого из них.

Этот процесс облегчается тем, что психологическое консультирование имеет ряд общих для всех школ ил теорий стратегических и тактических моментов. К н» относятся

• этапы процесса консультации;

• основные техники терапевтического воздействия;

• вербальные и невербальные средства работы кон­
сультанта;

• принципы проведения первичной консультации и
основные техники терапевтического воздействия;

• требования к личности консультанта;

• этика консультанта.

В той или иной степени все консультан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: