Определяющие черты методики этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия

Л.П. Матвеев отмечал, что в комплексе средств и методов, используемых на этом этапе обучения, дополнительно вводятся новые факторы совершенствования ДД. Это выражается преимущественно в дальнейшем увеличении удельного веса, разнообразия и интенсивности воздействия факторов практической отработки ДД.
Наряду с методами стандартно – повторного упражнения шире, чем на этапе детализировано разучивания, применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий ДД. Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения (повторно – переменного упражнения со ступенчато повышающейся и волнообразной динамикой нагрузок, интервального упражнения с жесткими и иными интервалами отдыха и т.д.). Шире используются также игровой и соревновательный методы [6].
В.В. Руденик писал, что игровой метод имеет свои особенности. Он отличается большой эмоциональностью, внезапностью возникновения двигательных задач, их многообразием и необходимостью принимать самостоятельные технико – тактические и психологические решения в кратчайший срок. Эти особенности обусловливают важные для тренера методические особенности игрового метода, который:
а) Позволяет повысить заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и уменьшить психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;
б) Способствует совершенствованию освоенных двигательных действий, однако, не может быть использован для разучивания новых;
в) Обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но менее эффективен по сравнению с методом строго регламентированного упражнения при развитии до возможного предела отдельных физических качеств и способностей;
г) Создает эффективные условия для развития координационных способностей;
д) Позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.
Все это предопределяет использование игрового метода при совершенствовании различных сторон подготовки спортсмена.
В основе соревновательного метода лежит процесс рационально организованных состязаний, в которых спортсмен соревнуется с собой (стремится превысить свое спортивное достижение, улучшить показатели в подготовительных упражнениях) или с соперником.
При использовании соревновательного метода учитывается способность спортсмена выполнить те упражнения, в которых он должен соревноваться. Несоблюдение этого условия может иметь негативные последствия [9].
По мнению Л.П. Матвеева, многократное воспроизведение разученного целостного ДД, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования ДН, при известных условиях служит одновременно и фактором развития физических качеств – метод сопряженного упражнения.
Такое развитие обеспечивается целым рядом методических подходов и приемов, способствующих повышению уровня проявления физических качеств. В частности:
1. Использованием в процессе выполнения упражнений дополнительных строго нормированных отягощений в чередовании с выполнением упражнений без отягощений;
2. Стимулированием скорости и темпа движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих естественных условий (аппаратурных свето– и звуколидеров, различного рода тренажерных устройств, сил инерции после предварительного разгона, сил реакции опоры и т.д.);
3. Выполнением упражнений в состоянии эмоционального подъема, вызываемого игровой и соревновательной ситуациями;
4. Выполнением упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями;
5. Другими путями, характерными для методики сопряженного воздействия на совершенствование техники движений и развитие двигательных способностей.
Идеомоторные упражнения и аналогичные методы (самоанализ, самоубеждение и т.п.) используются на этом этапе прежде всего как способ самонастройки на совершенное выполнение ДД, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на ДД тесно связывается с активной установкой на его результативность и с самоприказами, которые произносятся обычно про себя в ключевые моменты по ходу выполнения действия.
Методы преподавания на завершающем этапе обучения ДД еще в большей мере, объединяются. Частично они замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучающимися усвоенных знаний о ДД, самостоятельного осмысления закономерностей совершенствования техники ДД и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.
Выполнение заданий по точному предвидению параметров ДД. Конкретное содержание задания может состоять, например, в том, чтобы по возможности точно назвать время, затраченное на выполнение ДД, скорость, с которой будет преодолена дистанция в беге либо ином упражнении, дальность прыжка или броска снаряда и т.д.; отметить, насколько верен оказался прогноз после выполнения действия, и в случае значительных расхождений постараться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий внимание концентрируется не на деталях ДД, а на его общей результативности.
Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках ДД. Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с фактическим выполнением ДД (например, при мысленном воссоздании фазы отталкивания в прыжках в длину, а затем и в реальном его выполнении акцентируется установка на предельную быстроту отталкивания – «как можно быстрей», что способствует сосредоточению внимания и физических усилий на ключевом моменте этого ДД в соответствии с его качественными особенностями).
Выполнение по ходу ДД дополнительных так называемых отвлекающих заданий. Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций, на обстановку ДД, помогают освободить сознание от ненужной сосредоточенности на освоенных движениях и сконцентрировать внимание на решающих моментах и условиях достижения цели.
Известно, что ДН быстрее возникает и закрепляется тогда, когда ДД воспроизводится достаточно часто и относительно стереотипно. Исходя из сказанного, вначале освоения ДД больше используют методы стандартно –повторного упражнения. При этом стремятся по возможности исключить все сбивающие факторы (помехи), вызывающие отклонения от заданных параметров техники ДД (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическую напряженность и т.д.) и создать условия, способствующие точному воспроизведению данных параметров в процессе повторения ДД (путем стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т.д.).
В числе многообразных методических подходов и приемов, способствующих расширению диапазона вариативности сформированных ДН, выделяют два типа:
1. Предполагающее строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его предписаны точным заданием и обеспечены определенными внешними условиями ДД;
2. Предполагающее относительно свободное (не строго регламентированное) варьирование.
Одна из главных методических линий при этом состоит в обеспечении последовательной адаптации ДН к повышенным проявлениям функциональных возможностей организма в процессе упражнений, что выражается в постепенном увеличении как интенсивности усилий, направленных на достижение необходимой результативности ДД, так и объема нагрузок. Вместе с тем, на этом этапе оправдано выполнение ДД не только при оптимальном состоянии работоспособности, но и на фоне утомления, т.е. после предшествующей нагрузки и, в частности, с сокращенными интервалами отдыха.
Повторяя ДД в условиях нарастающего утомления, испытывают приобретенный навык на прочность. Если при этом не нарушается мера нагрузки и не допускаются существенные отклонения от освоенных оптимальных параметров техники ДД, такой методический подход может способствовать как упрочению ДН, так и совершенствованию координации движений.
В тех случаях, когда необходимо добиться высокой помехоустойчивости ДН в экстремальных ситуациях (характерны, например, для особо напряженных спортивных состязаний, проводимых в необычных условиях), используются также специальные методические подходы и приемы, направленные на повышение степени надежности результата. В частности, в обстановку тренировочных занятий преднамеренно вводят дополнительные трудности, усложнения, помехи, требующие повышенной мобилизации физических и психических сил для преодоления.
Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завершающую отработку ДД, могут возрастать в широких пределах. Пока не достигнута необходимая степень прочности ДН, нецелесообразны длительные перерывы в выполнении ДД (целесообразно повторять его в каждом очередном занятии). Хорошо закрепленный ДН не утрачивается и при больших перерывах.
К наиболее распространенным ошибкам относят:
1. Чрезмерную, излишнюю концентрацию внимания на деталях ДД, что тормозит целесообразную автоматизацию, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения ДД.
2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения. Следствием этого является чрезмерная стереотипизация ДН, нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый ДН.
3. Нарушение соответствия между отработкой ДН и развитием физических качеств.
Контроль за формированием ДН и совершенствованием ДД в целом на заключительном этапе включает преимущественно определение его общей результативности и качественных сторон ДН, от которых в решающей мере зависит его надежность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и других контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность ДД оценивается посредством стандартизированных контрольных упражнений (тестов – испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях с принятыми в спорте критериями достижений.
Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу ДД с него самого на иные объекты и задачи (например, на анализ внешних условий, на решение дополнительных двигательных задач), а также упражнений, связанных с ограничением зрительного контроля.
О степени надежности приобретенного ДН судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений [7].

2.3. Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка

Бернштейна Н.А. писал, что пока не сформировался навык, выполняющий действие, человек, вынуж­ден концентрировать сознание не столько на общей логике достижения намеченной цели, сколько на частных операциях, входящих в действие, тратить энергию на контроль и ре­гулирование всех недостаточно отлаженных движений и связей между ними, непрерывно удерживать их в сфере внимания. По мере формирования навыка сознание, как бы осво­бождается от таких функций. Физиологически это объясняется тем,
что определенные моменты непосредственного управления движениями и их координации передаются с вышележащих на нижележащие уровни ЦНС, где уже сложились ранее или сформировались вновь в результате упражне­ния отдельные двигательно-координационные автоматизмы, необходимые для эффектив­ного выполнения действия. Отсюда не следует, что действие с появлением навыка стано­вится бессознательным.
Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда созна­тельны. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки по непосредственному регулированию деталей движений и тем позволяет концен­трировать внимание на решающих операциях и качественной стороне выполнения дейст­вия в целом, на контроле за переменными условиям действия, предвидении и осуществле­нии необходимых коррекций по ходу его выполнения для достижения намеченного ре­зультата. При этом выполняющий действие может взять под сознательный контроль те или иные детали движений, целесообразно вмешаться в автоматизированный процесс управления ими. Рационально сформированный двигательный навык характеризу­ется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а со­ставные операции доведены до определенной степени авто­матизации.
Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизацияих по ряду внешних параметров и качест­венных признаков.
Это выражается, в частности в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, дина­миче­ских и ритмических параметров техники движений при повторе­ действия в одинако­вых условиях, а также в сохранении за­данной общей результативности действия при
вы­полнении его в изменяющихся условиях.
Физиологическую основу такого явления, согласно концепции, выдвинутой школой академика И.П. Павлова, составляет образование
динамического стереоти­па. Стереотипи­зация определенных сторон
двигатель­ного действия по мере формирования навыка не оз­начает, что действие становится строго стандартным и неизменным во всех деталях
неза­висимо от любых условий выполнения. Уже сам термин «динамический стереотип» ука­зывает, что это не так: в нем диалектически сочетаются своего рода противоположности: стереотип (нечто повторяющееся в неизменном виде, константное) и динамический (из­меняющийся, подвижный, варьирующий).
Лежащий в основе рационально сформированного двигательного навыка динамиче­ский стереотип позволяет технически верно пов­торять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях, и наряду с этим целесообразно изменять его в те или иные моменты в зависимости
от изменения условий. Разумеется, оптимальное соот­ношение моментов стереотип­ности и вариативностив двигательном навыке возни­кает опять – таки не само собой. При стихийном формировании навыка зачастую происхо­дит нарушение этой соразмерности, что выражается преимущественно в недостаточной вариативности навыка, его косности. Одна из серьезных проблем методики обучения дви­гательным действиям состоит в том, чтобы не допустить косной стереотипизации двига­тельного навыка, а обес­печить оптимальное соотношение его стабильности и вариативно­сти [2].
М.М. Боген называ­л пять отличительных особенностей навыка:
автомати­зированный характер, высокая бы­строта действия, стабильность, прочность и на­дежность.
Первая отличительная особенность двига­тельного навыка, –
авто­матизированный характер выполнения как отдельных опера­ций, так и действия в целом. При этом не отрицается ведущая роль созна­ния, которое с контроля за деталями движе­ния переключается на контроль за достиже­нием основной двигательной задачи (цели) и условий, в которых данная задача решается [3].
Н.А.Бернштейном понимал это, как переключение ряда компонентов осваиваемого движения в ниже­лежа­щие уровни построения двигательного
на­выка со стороны ЦНС и установление суборди­нации ме­жду «ведущими» (высшими) и «фоно­выми» (низшими) уровнями. Высшие уровни со стороны ЦНС обеспечивают достижение стоя­щей цели, ведут обобщенный контроль за пра­вильностью (точностью и адекватностью) выпол­няемого действия в целом. То есть они всегда осуществляют осознаваемые смысловые коррекции [2].
Б.А. Ашмарин отмечал, что автома­тизация позволяет сознанию легче выполнять три главные свои функции:
1) Пусковую, глав­ную в любом произвольном действии, кото­рая дает воз­можность ученику осознать зада­чу, выбрать способ ее решения (выполнения) и построить план;
2) Переключения, которая позволяет при необходимости брать под кон­троль выполнение каждого действия и вводить, если нужно, необходимые уточнения (корректи­вы) или переключаться на вы­полнение другого действия и
3) Тормозную, позволяющую опре­делить момент окончания дейст­вия [1].
Второй особенностью двигательного навыка М.М. Боген считал высокую быстроту действия, которая обеспечивает­ся со­вершенной нейромышечной и межмышеч­ной координацией, основанной, как упомина­лось, на слаженной деятельности фоновых уров­ней со стороны ЦНС [3].
По мнению Н.А.Бернштейна, при этом освобождаются степени свободы в ки­нематической цепи, человек более успешно ис­пользует силы инерции, тяжести, вовремя затор­маживает одни звенья тела и ускоряет другие и т.п. Внешне это выражается в отсутствии закре­пощенности, наличии легкости и слаженности двигательного действия [2].
Стабильность – это М.М. Боген выделял третьей осо­бенностью двигательного навыка. Рекомендуется различать стабильность результата действия и стабильность выполнения отдельных ха­рактеристик движения.
В качестве примера стабильности резуль­тата действия можно назвать: устойчивое число по­паданий (например, 5–6 раз) мячом в коль­цо или в цель в каждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно одинаковую оценку (например, на 7,1–7,15 балла); стабильный прием (в 9 случаях из 10) справа сильных подач в теннисе; устой­чивое время
челноч­ного бега 3х10 м при по­вторных попытках (за 7,4–7,5 сек.) и т.д. Такой вид стабильности особенно важен в спортивных играх, единоборствах, других видах спорта, про­текающих в изменяющихся условиях. Методика обучения этим видам двигательных действий предусматривает формирование так называе­мых «обобщенных навыков», которые позволя­ют не только решать задачи данного (общего) класса в разнообразных условиях, но и
само­стоятельно находить выход из сложных си­туа­ций, «конструировать», если нужно, новые дви­гательные задачи.
Стабильность (устойчивость) навыка (техни­ки) в различных видах спорта зависит от соот­но­шения стабильности и вариативности элемен­тов координации движений в подготовитель­ной, ос­новной и заключительной фазах. В ви­дах спорта с относительно стандартной струк­турой (гимна­стика, прыжки в воду и т.п.) стре­мятся к стабильности выполнения всех харак­теристик (фаз) тех­ники совершаемого действия. В видах спорта с вариативной структурой дей­ствий (спортивные игры, единоборства) ста­бильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариа­тивности подготови­тельной. Например, при изучении вариативно­сти и стабильности подготови­тельной и основ­ной фаз броска мяча в процессе техническо­го совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квали­фикации спортсменов увеличивается вариа­тив­ность подготовительной фазы броска, в то время как основная фаза всё более стабили­зируется. Причем стабилизация основной
фазы броска идет прямо пропорционально увели­чению вариатив­ности подготовительной фазы.
Четвертая особенность двигательного навы­ка – это его высокая прочность закрепления в практической деятельности. Закрепленный двигательный навык, особенно в детстве, не исчезает даже при длительных перерывах. Кто, будучи ребенком, научился плавать, ездить на велосипеде, бегать на лыжах или коньках, тот сможет вполне успешно выполнить эти двига­тельные действия и в зрелом возрасте после многолетних перерывов. Это относится, прежде всего, к навыкам класса «телесной ловкости»; что же касается навыков класса «предметной или ручной ловкости», осно­ванных на тонком дифференцировании мышечных усилий, требу­ющих высокой точности
движе­ний в простран­стве и во времени, то в данном случае даже не­большие перерывы приводят к за­метному ухуд­шению показателей точности, быстроты и ста­бильности выполнения.
Наконец, пятая отличительная особенность навыка – его высокая надежность против действия всевозможных сбивающих факторов (разное качество инвентаря, грунта, повышенное или пониженное эмоциональное состояние, утомление, сопротивление соперни­ка и др.). Надеж­ность связана со стабильностью двигательного навыка. Зачастую эти критерии навыка совпадают. Например, если установле­на нижняя граница эффективности выполнения упражнения и ученик в каждом случае выпол­няет его на заданном уровне точности, быстро­ты, экономичности или выше этого уровня, то в данном случае действия ученика отличаются не только стабильностью, но и
на­дежностью.
Анализируя основные особенности двига­тельного навыка, нельзя оставить в сторо­не такой его критерий, как экономичность. Экономичности принадлежит ведущая роль в обеспечении на­дежности и стабильности
(устой­чивости) функционирования «живого движения» в различных ус­ловиях и при действии разных сбивающих факторов. Иначе говоря, прочно
вы­работанный навык реализуется с меньшей за­тратой физической и психической энергии (бо­лее экономично), чем то же самое двигательное действие, не ставшее навыком. Экономичность количественно характери­зует соотношение ре­зультата деятельности и затрат на достижение этого результата [3].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному двигательному действию (техническому приему или тактическому действию) выделяют три этапа: этап начального разучивания, этап детализированного разучивания и этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Каждый из этих этапов имеет ряд особенностей, с учетом которых ставятся конкретные задачи и выбираются рациональные средства, методы и формы организации учебного процесса.
Этап начального разучивания начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения. После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи.
На этапе детализированного разучивания формируются умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований.
На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования главная цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения.
2. В процессе обучения двигательным действиям на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия реализуется конечная цель обучения, т.е. достигается итоговый результат формирование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.
Одни из методов, которые используются в процессе обучения этого этапа:
1. Игровой метод;
2. Соревновательный метод.
Также существуют отличительные особенности двигательного навыка:
1. Автоматизированный характер
2. Высокая быстрота действия
3. Стабильность
4. Прочность
5. Надёжность
На стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: