Понятие взаимодействия в трудах отечественных и зарубежных ученых

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода развития разных объектов, под влиянием взаимного воздействия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие считается начальной, исходной категорией [15, с.186].

По мнению Коджаспирова Г.М. взаимодействие педагогическое – это личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные отношения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие педагогическое может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путем её достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную или целенаправленную деятельность других её участников. Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом взаимодействия воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры [38, с. 124].

Значительный вклад в разработку учения о взаимодействии как основополагающей категории, о всеобщей связи явлений и объектов был внесен И. Кантом. Прежде всего, связывая взаимодействие с практикой («опытом»), И. Кант выводит «закон взаимодействия». «Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии» [3, с. 57].

Взаимодействие можно рассмотреть с позиций символического интеракционизма. Эту концепцию можно связать с именем Г. Мида. Согласно этой концепции взаимодействие рассматривается как исходный пункт любого социально-психологического анализа. То есть в становлении человеческого «Я» решающую роль играет взаимодействие, потому что при ситуации взаимодействия формируется личность, осознающая себя, действующая совместно с другими. Игра является моделью таких ситуаций, в ней индивид выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он им воспринимается. И как следствие, у человека формируется представление о самом себе, о собственном «Я». В целом главная идея концепции интеракционизма заключается в том, что личность формируется во взаимодействии с другими людьми; механизмом этого процесса является контроль действий личности, в основу которого положены те представления, которые складываются в окружение о человеке. Ценным также является то, что автором острее других поставлен вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, об их роли в формировании личности[33, с. 480].

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе [23].

В своих исследованиях П. Сорокин под «взаимодействием» понимает любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояния ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление. Значимое взаимодействие – это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий» [27, с. 11].

П. Сорокин подчеркивал, что психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно:

– при наличии психики, органов чувств (чтобы узнать переживания и мысли другого человека, мы должны видеть выражение его лица, глаз, слышать его голос, смех, слова);

– если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие душевные состояния.

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы: 1) простое соприсутствие; 2) обмен информацией; 3) совместная деятельность; 4) равная обоюдная или асимметричная активность, причем активность может быть разного типа: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др. [55, с. 452].

Огромный вклад в развитие понятия взаимодействия можно увидеть в работах американских социальных психологов Дж. Тибо и Г. Келли представлены модели так называемого диадичного взаимодействия (взаимодействие в диаде). Сущность предлагаемого подхода состоит в том, что:

– любые межличностные отношения являются взаимодействием, реальным обменом поведенческими реакциями в пределах определенной ситуации;

- это взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и положительно оцениваться участниками, если они получают выгоды из нее;

- чтобы определить наличие или отсутствие выгоды, каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который рассматривается как сумма вознаграждений и потерь, приносит с собой данный обмен действиями;

- взаимодействие будет продолжаться, если для каждого партнера вознаграждения превышают потери;

- процесс получения выгоды для каждого участника осложняется тем, что они имеют возможность влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери. Поэтому взаимодействие контролируется последствиями. При этом партнеры влияют на результаты друг друга [33, с. 485].

Стоит уточнить, что к середине XIX в. понятие «взаимодействие» становится достоянием оформляющейся в то время социологии как самостоятельной отрасли науки. В русле этих высказываний О. Конт одним из первых начал рассматривать общество по аналогии с биологическим организмом, подчеркивая его целостность и взаимозависимость его частей. По Конту, существование самого общества основывается на выработке согласия и обеспечении преемственности. Более очевидно, что Конт исходит из идеи взаимодействия [3, с. 124].

Подобные подходы обнаруживаются и в работах К. Маркса, который понимает общество как «продукт взаимодействия людей» [21].

Среди специфических воспитательных парадигм выделяется социально-педагогическая парадигма Пауля Наторпа, который рассматривал социальную педагогику как направление интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. П. Наторп считал, что человек становится, человеком только благодаря человеческой общности и утверждал, что отдельный человек, без учета его теснейшего взаимодействия и взаимного влияния с другими людьми, есть просто абстракция. Человек становится «мудрым», то есть совершеннолетним и, следовательно, воспитанным, не иначе, как через общение, в общении [14, с. 50].

Формирование общей концепции в осмыслении взаимодействия вовсе не означает полного сходства взглядов ученых на это явление.

Одни ученые трактуют взаимодействие наиболее обобщенно: как объективную, универсальную, проявляющуюся основу всего сущего, поэтому в качестве определяющего, раскрывающего понятия используется процесс.

В философском словаре И. Т. Фролова взаимодействие понимается как философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого [59].

По словам В. Слободчикова взаимодействие понимается как понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами [51, с. 74].

Далее хотелось бы отметить, что образовательная ситуация первой половины XX века имела свои характерные черты, которые во многом и определили направления развития педагогических взаимодействий в этот период. Традиционный подход в организации обучения и воспитания продолжал закрепление и усиление субъектно-объектных отношений учителя и учащегося. Богатая экспериментальная образовательная практика подкреплялась новейшими изысканиями в психологии, физиологии, конкретной социологии, что в итоге определяло гуманистическую направленность развития педагогических взаимодействий, становления социально-педагогического партнерства как явления.

Многие исследователи реформаторской педагогики послужили основой для развития коллективистской, коммунарской методик воспитания. Таким новационным (реформаторским) опытом воспитания стала педагогическая система А. С. Макаренко. Подкрепляя на практике педагогическую систему, Макаренко детально прорабатывал технологические аспекты воспитательного процесса: развитие системы самоуправления, рост общественной «активности», «принцип параллельного действия» в системе педагогических взаимодействий; разработку системы внутриколлективных зависимостей и т.п. [28, с. 16].

Любое явление, объект, состояние может быть принято(познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга, как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находиться во взаимном действии с другими [15, с. 187].

В работе А. Н Леонтьева, категория взаимодействия рассматривается в диалектико-материалистическом плане, и подчеркивается его специфика в органическом мире в мире живой материи. Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. Во всех формах взаимодействия в неживой природе (классические примеры ветра и скалы, капли воды и камня) или объектов живой и неживой природы (человек-камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Объект, испытывающий воздействие, оказывается в пассивной, сострадательной позиции. Он может участвовать во взаимодействии только силой своего природного сопротивления (отсюда и специальная наука «сопротивление материалов» – «сопромат»), неизбежно разрушаясь, исчезая [15, с. 188].

Взаимодействие есть основа и условное установление самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, казуальные. Оно является основой любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов. Соответственно системность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействиях людей такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют и формы этого воздействия, например сотрудничество (в игре, учение, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение. Эти обе формы связанны между собой, проявляясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также форма взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии [28, с. 159].

Педагогическое взаимодействие как самостоятельное понятие входит в научный оборот уже с конца 1960-х гг., хотя часто заменяется уточняющимися синонимами: взаимосвязь, сочетание и т.д. Поначалу подходы к взаимодействию разрабатывались преимущественно в области теории обучения (работы С. П. Баранова, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, В. Оконя, М. Н. Скаткина и др.) и характеризуют взаимосвязь абстрактных, научно-теоретических понятий. Но уже в 70-х гг. прошлого века акцент в понимании педагогического взаимодействия начинает смещаться из области теоретических построений в практику, точнее, в сферу воспитательной работы. В этот период появляются сборники педагогических научно-практических трудов: «Взаимодействие коллектива и личности в практике коммунистического строительства», «Социально-педагогические проблемы взаимодействия школы и базового предприятия» и т.п. В этот период в педагогических публикациях начинает развиваться направление, связанное с «воспитательными взаимодействиями», «воспитательными системами школы» (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, Н. Е. Щуркова и др.) [21].

В 80-х гг. в отечественной педагогике оформилось новое направление – педагогика сотрудничества, партнерства. Воплощенное в деятельности педагогов-новаторов (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. И. Ильин, В. Ф. Шаталов и др.), это движение давало возможность эффективных и конструктивных взаимодействий педагога и ученика в учебной деятельности.

Таким образом, изыскания в области образования XX-XXI вв. могут быть отмечены как значимый этап в исследовании проблем понятия взаимодействия. Поэтому актуальной потребностью развития отечественной педагогики является освоение новых форм педагогического взаимодействия, адаптация и коррекция их с учетом специфики образовательного учреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: