ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
РЕСПУБЛИКАНСЬКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по социальной педагогике
на тему: «Роль эмпатии в социально-педагогическом взаимодействии»
Студентки 2 курса 21-ЕСП группы
Направления подготовки 6.010106 «Социальная педагогика»
Гайкевич Светланы Владимировны
Руководитель – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Дерябина Елена Анатольевна
Национальная шкала ________________________
Количество баллов ________ Оценка ECTS ____
Члены комиссии ________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
|
|
г. Евпатория – 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……..…………6
1.1. Понятие взаимодействия в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………..…….6
1.2. Стили и типы социально-педагогического взаимодействия……………..13
1.3. Факторы и условия эффективного социально педагогического взаимодействия…………………………………………………………………..22
Выводы по первому разделу………………………………………………….....28
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЭМПАТИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………...30
2.1. История исследования проблемы «эмпатии» в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………...30
2.2. Структура и компоненты эмпатии, факторы, влияющие на развитие эмпатии.……………………………………………………………………..……37
2.3. Влияние эмпатии на эффективность социально-педагогического взаимодействия…………………………………………………………………..45
Выводы по второму разделу…………………………………………..……..…52
ВЫВОДЫ……………………………………………………...............................54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………................57
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия.
|
|
В настоящее время достаточно хорошо рассмотрены понятия «взаимодействие» и «эмпатия». Многие исследователи занимались этой проблемой, но понятие «эмпатийное взаимодействие» рассмотрено достаточно плохо.
В связи с этим у социальных педагогов из-за несформированности эмпатии появляются проблемы во взаимодействии. Установление взаимопонимания, доверительной атмосферы, искренности и открытости в общении с ребенком является одной из ведущих задач деятельности социального педагога, в достижении которой важнейшую роль играет эмпатия во взаимодействии специалиста. Посредством построения эмпатийных взаимоотношений между социальным педагогом и воспитанником, делающих общение успешным, также достигается воспитательный эффект профессионального взаимодействия.
Это подчеркивает особую важность наличия у социального педагога развитой эмпатии, позволяющей эффективно строить положительные взаимодействие с детьми, ориентироваться в сложившейся коммуникативной ситуации в процессе установления контакта с объектами профессиональной деятельности.
Эмпатия является феноменом социально-психологического происхождения, который возникает и развивается в ситуациях взаимодействия личности с другими людьми, и рассматривается учеными как: эмоциональное проникновение, вчувствование в состояние собеседника(А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова); когнитивный процесс понимания внутреннего мира другого человека (Н. Н. Обозов); фактор межличностного общения, облегчающий коммуникации (Г. М. Андреева, Е. А. Петрова);ведущее коммуникативное свойство, качество личности психолога, педагога (P. O. Агавелян, А. Маслоу, К. Роджерс, А. П. Сопиков, A. M. Столяренко);важный аспект идейно-нравственной психологической готовности к труду (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, В. А. Сластенин),компонент социально-психологической компетентности личности, условие адекватного восприятия и отражения собеседника в процессе взаимодействия (А. В. Петровский, Д. Н. Узнадзе, Л. Б. Филонов); как компонент профессионального общения психологов, педагогов, социальных работников (И. А. Джрназян, В. П. Подвойский, М. В. Фирсов).
Эмпатия давно стала предметом исследований отечественных психологов в качестве собственно психологического образования (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, А. Б. Орлов, И. М Юсупов и др.). Однако процессу развития эмпатии как сложного личностного образования, заключающегося в способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, уделено недостаточно много внимания в психологической литературе.
Исследования данной темы можно увидеть в трудах зарубежных (В. Ф. Гегель, И. Кант, Г. Келли, О. Конт, Г. Мид, П. Наторп, К. Роджерс, Дж. Тибо; российских:Л. И. Божович, А. Д. Кошелева, А. Н Леонтьев, А. С. Макаренко, Ю. А. Менджерицкая, Я. З. Неверович, С. Н. Николаева, Н. Н. Обозов, О. В. Порваткина, Е. А. Сорокоумова, Е. Ф. Субботинский, О. В. Тютяева, О. И. Цветкова, С. Т. Шацкий, А. М. Щетинина) и украинских исследователей (Г. М. Андреева, А. Г. Ковалёв, Т. Е. Конникова, В. К. Котырло, А. В. Петровский).
Объект исследования – социально-педагогическое взаимодействие.
Предмет исследования – роль эмпатии в социально-педагогическом взаимодействии.
Цель исследования – изучения роли эмпатии в социально-педагогическом взаимодействии.
Эта общая цель конкретизировалась в следующих задачах:
1) проанализировать историю исследования проблемы «социально-педагогического взаимодействия» в трудах отечественных и зарубежных ученых;
|
|
2) исследовать все составляющие понятия взаимодействия;
3) рассмотреть факторы и условия взаимодействия в социально-педагогической работе;
4) проанализировать структуру и компоненты эмпатии, выявить факторы и причины, влияющие на развитие эмпатии;
5) определить влияние эмпатии на социально-педагогическую деятельность.
Методы исследования: анализ социально-педагогической, психологической литературы.
Структура работы включает в себя введение, два раздела, выводы к ним, общие выводы, список использованных источников (64).
Общее количество страниц: 56
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ