Стили и типы социально-педагогического взаимодействия

История социальной психологии дает несколько подходов к трактовке взаимодействия и его структуры. Фиксировались компоненты взаимодействия человека, их связь, влияние друг на друга, их изменения. Основная задача состояла в поиске доминантных факторов мотивации действия.

Российская психология разрабатывает различные типологии ситуаций взаимодействия. К примеру, в работе М. Кагана, который подходит к этой проблеме с точки зрения целей общения, которые относятся к средствам (способам действия участников). Ученый выделяет четыре функционально-целевые ситуации общения (вне взаимодействия, во взаимодействии; в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; в приобщении инициатора общения к ценностям партнера) и, соответственно, четыре вида общения (обслуживания предметной деятельности, ради общения; приобщение другого к своим ценностям; присоединения к ценностям другого), где каждый вид реализуется своими средствами, а правильное прочтение ситуации общения позволяет выбрать адекватные формы поведения [33, с. 483].

Поэтому каждая ситуация предполагает и диктует свой стиль поведения и действий. Иными словами, в каждой из ситуаций индивид по-разному себя представляет, и если эта «подача» себя неадекватна, взаимодействие может быть затруднено. Успех не может быть гарантирован и при условии, когда стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую. Во взаимодействии различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический [42].

В современной жизни мы совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это – акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию.

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы, роли, социальные отношения, символы и значения.

Говоря о ролях, мы возвратимся к социальному взаимодействию. Взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направленно на другого индивида. Только действие, которое направленно на другого человека и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие [22].

Социальное взаимодействие включает в себя:

– физическое действие, например передача книги, запись на бумаге;

– вербальное, или словесное, действие, например оскорбление, выражения приветствия «здравствуйте»;

Жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие [22, с. 147].

Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Они группируются в несколько статусных систем, которые дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам:

– экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

– профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

– семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;

– демографическая сфера, контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас;

– политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;

– религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, однако религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;

– территориально – поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Таким образом, мы получили две типологии социально взаимодействия[22, с. 149].

Наиболее распространенными формами взаимодействия принято считать – кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные ресурсы.

– Кооперация – сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

– Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладания дефицитными ценностями. Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

– Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт – война. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии [1, с. 213].

Конфликт полезен тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Лучшим же разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу[46,с. 74].

Отличительная черта социального взаимодействия, которая отличает его просто от действия, – это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху.

В своих работах Г. М. Андреева рассматривает взаимодействие как форму организации конкретной деятельности людей. То есть считается, что именно при условии введения взаимодействия в определенную совместную деятельность раскрывается ее смысл. Таким образом, интерактивный аспект общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, которые позволяют партнерам реализовать определенную общую для них деятельность. Взаимодействие – это тот элемент общения, фиксирующий как обмен информацией, так и организацию совместных действий, т.е. коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее. Поэтому, если связь общения (или любого аспекта) с деятельностью разрывается, следствием является мгновенный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изучения содержательной стороны общения. Ученый подчеркивает, что единственным условием, по которой этот содержательный момент может быть воспринятым, является рассмотрение взаимодействия как формы организации определенной конкретной деятельности людей. Конечно, для познания механизма взаимодействия важно выяснить, как намерения, установки, мотивы одного индивида «накладываются» на представление о партнере и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Речь идет о том, что коммуникация и взаимодействие как две стороны общения должны опираться на рассмотрение вопроса о формировании образа партнера по общению, что возможно при условии рассмотрения перцептивного аспекта [33, с. 487].

Сущность социального, с точки зрения П. Сорокина, раскрывается через механизм социального взаимодействия, структура которого включает в себя:

– субъекты взаимодействия (или мыслящих, действующих и реагирующих людей);

– значения, ценности и нормы, на базе которых строятся взаимодействия;

– сами действия и материальные носители (артефакты), с помощью которых эти действия осуществляются [64, с. 13].

Раскрывая структуру первого пункта, т.е. расшифровывая мысль о природе субъектов взаимодействия П.Сорокин отмечает, что в качестве таковых могут выступать:

1) пара индивидов (диада), например, муж – жена, отец – ребенок, продавец – покупатель, руководитель – подчиненный;

2) трое участников взаимодействия (триада), например, обвинитель, судья и обвиняемый, любовный треугольник, родители и ребенок;

3) между некоторым множеством индивидов;

4) между индивидом и множеством людей, например, оратор, диктор, артист, лектор и т.д.;

5) между групповыми субъектами взаимодействия, например, между товаропроизводителями и товаропотребителями, здесь могут быть варианты, в частности, отношения между двумя группами, отношения между одной группой и несколькими другими, отношения между некоторым числом различных групп.

Как правило, взаимодействие строится на основе действия, имеющего свои особые формы. Таковыми, по мнению П. Сорокина, являются: каталитические, открытые (толерантные), эффективные (неэффективные), продолжительные (краткосрочные), сознательные (несознательные), преднамеренные (непреднамеренные) [55, с. 428].

Касаясь второго элемента структуры социальных явлений – значимости действий и взаимодействий, П. Сорокин отмечает, что значения, ценности и нормы придают социальным явлениям (действию и его результатам) определенный смысл. Именно наличие этого смысла и выделяет класс социальных действий и взаимодействий из обширного класса чисто природных, биологических явлений [27, с. 14].

Как биологическое существо человек может оставаться неизменным или меняться в силу биофизических процессов, происходящих в его организме, но он очень быстро и резко может менять свое социальное значение. Добродетельный человек может стать преступником, честный – лжецом, атеист – верующим и т.д. Все это определяется значением действий, событий, поступков.

При исследовании проблемы «социально-педагогическое взаимодействие» можно выделить несколько классификаций стилей взаимодействия.

Наиболее распространена классификация стилей взаимодействия включающая, авторитарный, демократический, либеральный стили.

При авторитарном стиле взаимодействия педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет и не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с небрежение относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует эмпатия [8, с. 86].

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения – указание, поучение, приказ, инструкция, окрик.

При демократическом стиле взаимодействия общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся. Поддерживает право воспитанника на свою позицию. Поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности [36, с. 283].

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения – совет, рекомендация, просьба.

При либеральном стиле взаимодействия отсутствует система организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения – увещевание, уговоры [8, с. 89].

В зависимости от направленности личности стили взаимодействия делятся на исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.

Выделяют также альтруистический (желание помогать другим), манипулятивный (достижение собственных целей) и миссионерский (осторожное воздействие на другого) стили взаимодействия.

В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностным проблемам собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.

В современной деловой сфере взаимодействия получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.

Структурное описание взаимодействия представлено в трансакционном анализе Э. Берна. Ученый рассматривает взаимодействие в общении через динамику межличностных позиций партнеров, которые определяются как Родитель, Взрослый, Ребенок. При условии, когда трансакции совпадают (имеют «дополнительный» характер), то есть когда партнер обращается к другому как Взрослый и тот отвечает в такой же позиции, взаимодействие считается эффективным. Тогда же, когда один из участников взаимодействия презентуется втором с позиции Взрослого, а тот, в свою очередь, соответствует позиции Отца, то взаимодействие нарушается и вообще может прекратиться (трансакции являются «Пересекающимися»). Показателем эффективности становится также адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Выше уже упоминались классификации ситуаций взаимодействия. Э. Берн, уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам и играм [33, с. 493].

Таким образом, можно сказать, что понятие «взаимодействие» в разных науках трактуется неоднозначно. В общем, определение в различных науках схожее:

1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь;

2) взаимодействие делится на, групповое и межличностное;

3) выделяется три основных вида взаимодействия: сотрудничество, конкуренция и конфликт.

Можно сделать вывод, что социально-педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между социальным педагогом и клиентом. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы клиентов социального педагога; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: