Глава 2. Личность художника в эпоху Ренессанса

Основные характерные черты Ренессанса — радость, восторг от переживания мира, как преображенного и просветленного; стремление охватить жизнь во всей ее полноте и при этом тенденция к «конкретности»; воля к творчеству, свободная игра творческих сил, а вовсе не «следование образцам древности»; дерзание, убеждение в осуществимости своей «virtu» (непереводимое слово того времени, означающие вместе: талант, доблесть, влечение, внутренний импульс к самовыявлению).

Культуролог П. М. Бицилли характеризует Возрождение как «непрерывно становящийся мир творчески самораскрывающихся форм»13. Индивидуализм, способность переживать идеи как конкретные величины, способность переживать самого себя как конкретную личность, ценность личного начала, «virtu» - те новые черты, которые легли в основу культуры Возрождения. По мнению П.М. Бицилли, Ренессанс начинается тогда, когда на путях преодоления интеллектуализма, дух обретает новые методы для выработки нового, цельного миросозерцания, для создания новой иерархии ценностей, нового понимания человека, Бога и Космоса.

Мир представляется мыслителям Возрождения как законченное целое, залогом закономерности которого служит Красота, понимаемая как подчинение мере и числу. Мир есть произведение искусства, а Бог — художник. Он сообщает материи форму так же как это делает мастер, создатель художественного произведения. Отражая вещи в своем сознании, художник преображает их, выражая в своих произведениях себя настолько, что по ним можно судить о нем. Каждый индивидуум есть новая мысль Бога, в которой Он выразил себя. Как личность и как творец ближе всего к Богу стоит человек. Он есть, прежде всего, деятель, мастер, художник. Способности и возможности его, как художника своей жизни, не ограничены. В человеке как микрокосме в потенции заключен весь мир, макрокосм. Поэтому, чем полнее его жизнь, тем шире его духовные стремления; чем больше он развивается, тем выше поднимается. И чем свободнее человек, тем ближе он к Богу, т. к. свободная деятельность есть образ божественный. Человек причащается к Богу и посредством любви. Способность любить есть божественное свойство, т. к. именно она побуждает Бога воспроизводить себя в вещах. По мнению П. М. Бицилли, жизнеощущение Ренессанса «характеризуется повышенным чувством личности как величины, прежде всего, любящей и путем любви познающей Космос и утверждающий себя в нем. Идея личности и идея любви суть центральные и органически друг с другом связанные идеи Ренессанса»14.

Наиболее ярко и полно эти идеи были отображены в творчестве двух величайших гениев эпохи — Микеланджело и Леонардо да Винчи.

В творчестве Микеланджело наиболее полно выражены самые характерные черты эпохи Ренессанса, ее возможности и духовный облик, а также живописные, архитектурные и скульптурные аспекты. Микеланджело сумел выразить в своем творчестве идейное родство с другими выдающимися представителями эпохи в сфере политики, религии, философии и т. д. И данное сходство заключалось в следовании основополагающему принципу эпохи, выражающему саму ее суть. Этот принцип — Ренессансный Антропоцентризм. Он состоял в самоутверждении человеческой личности вплоть до самообожествления, самоутверждение через творчество. Главная историческая идея Возрождения — убежденность в гармонии красоты.

На первый план в качестве исторического субъекта выходит реальная человеческая индивидуальность, личность. Особенностью ренессансной личности-микрокосма является тождество индивидуального человеческого «я» с общежизненным единством и с Богом как духовной сущностью этого единства. Таким образом практически любая человеческая деятельность приобретает черты истинности в той мере и степени, в какой она приближается к художественной. Эстетический подход, проявляющий себя в искусстве, религии и науке, становится преобладающим в эпоху Ренессанса. Быть Человеком в эпоху Возрождения означало быть Художником.

Одной из новаций живописи эпохи Возрождения стало изобретение центральной перспективы. Она позволила художнику посмотреть на мир с индивидуального «угла зрения». Таким образом художник смог выразить свой субъективный взгляд на мир, проявить свою индивидуальность.

Парадокс эпохи Возрождения состоял в том, что традиционное понимание стиля в ней отсутствует, а сам художник творит свой собственный стиль. Но в творчестве каждого художника эпохи сохраняется устойчивость общеэпохальных эстетических принципов. Таким образом стилевое начало в искусстве Ренессанса существует только в индивидуальной форме.

Леонардо да Винчи является воплощением личности-микрокосма. Он в своем стремлении к достижению живописного единства с помощью света и тени превращает структурное пространство в слитную одухотворенную среду.

Ренессансный антропоцентризм ориентирован не только на самоопределение личности, но и обращен на окружающий мир, на его преобразование. Искусство таким оборазом призывает общество к духовному преобразованию, к возвышению до уровня художника-творца, являя высоконравственный образец.

Ренессанс является целостной культурной системой, несводимой ни к Средневековью, ни к Новому времени. Искусство Ренессанса воплотилось в свободном творчестве художника, следующего своей интуиции. Искусство выступает как способ изучения реального мира, а творческие способности как орган познания. Понимание человека как творческой силы повлекло за собой и открытие мира как системы сил. И это открытие оставило человека один на один с Богом, что привело к осознанию человеком трагичности собственного бытия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: