Глава 1. Метод Врубеля

Курсовая работа

Дисциплина: Методология анализа и интерпретации произведения искусства.

 

 

Влияние искусства Ренессанса

На мировоззрение Врубеля.

 

 

Магистранта 1 курса

Форма обучения очная

Верещетиной Маргариты Алексеевны

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, доцент

Сечин Александр Георгиевич

 

 

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

§1. Метод Врубеля....................................................................................................5

§2. Личность художника в эпоху Возрождения...................................................10

§3. Мировоззрение Врубеля..................................................................................13

Заключение.............................................................................................................17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................19

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................20

 

ВВЕДЕНИЕ.

Михаил Врубель (1856-1910) — художник индивидуального стиля, вызывавший неординарную, подчас негативную реакцию у современников. Врубель — фигура огромного, можно сказать, космического масштаба, сравнимая с гигантами эпохи Возрождения — Микеланджело, Леонардо да Винчи; фигура идущая впереди своего времени. «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века, как на «эпоху Врубеля»1 - писал о художнике А. Бенуа. С. Яремич, первый монограф Врубеля, начинал свою книгу так: «Среди современности Врубель стоит как художник Возрождения»2, добавляя, что он — явление исключительное. В данной курсовой работе мне бы хотелось понять, чем достигается величина фигуры Врубеля, каким образом он стал выразителем своего времени, создателем своей эпохи. Сравнить художника с гигантами Возрождения, с их личностями, найти похожие аспекты. Понять в чем заключается классичность искусства Врубеля. Актуальность данной работы заключается в поиске новых подходов к изучению личности художника, выявлением новых аспектов творчества.

Цель работы: Провести сравнительный анализ искусства Возрождения с личностью Врубеля, его взглядами и мировоззрением.

Задачи:

1) Проанализировать метод Врубеля в его произведениях, определить стилистические особенности.

2) Проанализировать искусство Возрождения, личность художника в эпоху Ренессанса

3) Провести сравнительный анализ положения художника в эпоху Ренессанса и положение Врубеля в контексте своего времени, каковы были взгляды художника, его мировоззрение.

 

Глава 1. Метод Врубеля.

Рассматривая произведения Врубеля, мы можем отметить структурность, величавую монументальность, «сплавленность» цвета. Его работы похожи на сияющие драгоценные камни. Огромное место Врубель выделяет форме, как главному средству выражения в живописи, то что он называет исканиями в технике. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня [...] Одно только для меня ясно, что поиски мои исключительно в области техники. В этой области специалисту надо потрудиться; остальное все сделано уже за меня, только выбирай»3. Идею воспринимать мир как форму Врубель усвоил еще в годы обучения в Академии Художеств у своего педагога Чистякова. Метод Чистякова основывался на сознательном рисовании, на анализе внутренней структуры формы. «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено»4, - писал Врубель сестре в 1883 году. В другом письме «формула» эта расшифровывается как «культ глубокой натуры». В учебных рисунках мастерской Чистякова криволинейные объемы трактовались как многогранники, рисунок выглядел угловатым, кристаллическим. На заключительной стадии рисунка углы и плоскости смягчались, и рисунок приближался к привычному виду предмета. Характерный афоризм Чистякова: «Бесконечность, бесформенность состоит из бесчисленного количества оформленных, а следовательно конечных тел»5. Он учил передавать не внешние контуры и не пятна, а формы, формы и формы — «самые малейшие изгибы, выступы и уклонения формы»6. То, что у Чистякова было вспомогательным элементом и относилось к скрытой от зрителя лаборатории художника, то Врубель сделал элементом стиля — не скрытым, а обнаженным, имеющим собственное эстетическое значение. Анализ формы он доводил до неимоверного углубления в детали. Его от природы феноменальный глаз улавливал, а феноменальная зрительная память удерживала такие изгибы формы, которые обычно даже не замечаются, и он учился чеканить их, как ювелир. А. П. Иванов пишет о художнике: «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов[...] поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов»7. С. Мамонтова так описывала работу художника: «Самая техника рисования М. А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования. Он не признавал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные клочки тени, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. Видя начало его работы, никогда нельзя было по этим пятнам угадать, что именно он хочет изобразить, и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой»8.

Кроме того от уроков Чистякова берет начало у Врубеля и подчинение цвета рисунку, зависимость цвета опять-таки от планов формы. Когда Чистяков говорил, что рисунок — мужское начало, а живопись — женское, он едва ли хотел сказать, что цвет неважен и является только украшением: он указывал на женственную «восприимчивость» цвета по отношению к рисунку как первичному. Оттенки цвета в природе зависят от строения формы. Он рисует и красками, рисует переход одного тона в другой, твердо устанавливая границы: сами мазки у него имеют графическую определенность и являются также элементами, строющими форму. Таким образом строго рациональная система Чистякова воспитала самого большого фантаста, какой когда-либо был в русском искусстве. И единственного в том смысле, что его фантастика вытекала из пристальнейшего наблюдения натуры.

Воспоминания Яновского о работе Врубеля над «Богатырем» прекрасно описывают нам его творческий метод: «Врубель предложил мне работать в его студии; там было тихо, спокойно, никто мне не мешал. Предложение я принял, конечно, охотно. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. Холст не был разделен на клетки. В первый день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углем. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый еще холст, потом чертит. Затем отойдет на несколько шагов, посмотрит, приставив к глазам руку козырьком, затем снова продолжает чертить. Начал он с головы лошади...Постепенно на холсте обозначились контуры всего «Богатыря». На этом Врубель и закончил свой рабочий день. Кстати, голова лошали, с которой он начал, долго ему не давалась; он несколько раз ее переделывал, пока не нашел удовлетворяющего его поворота. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Дело подвигалось очень быстро, а недели через полторы мы любовались уже почти конченной картиной [...] Показывая «Богатыря» Врубель разъяснял нам все ее детали. Так относительно лошади он говорил, что ему хотелось изобразить настоящую русскую лошадь»9.

На протяжении своего творческого пути Врубель занимается поисками того «стильного и прекрасного», что есть в искусстве. «В основе всякой красоты лежит форма, которая создана природой во век. Она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет твою душу. Это значит, что не я толкую природу, а природа растолковывает, объясняет мне меня. Тем самым природа превращается в одушевленного собеседника»10.

Образы Врубеля сложны и многогранны, их нельзя свести к каким-то определенным категориям. Это исчезновение конкретной единичности идеи определяет установку художника на условный образ и художественный язык. Врубель отказывается от непосредственного восприятия натуры, от фиксации движения окружающего мира — он ищет нечто постоянное, не подверженное мгновенному изменению. Художник тяготеет к мотивам, которые означают остановку, паузу. В фантастических образах Врубеля реальный, первоначальный слой органично сплавлен с символическими образами содержанием, углубляя и обогащая целостное восприятие произведения. Такой символизм жизненно реален, потому что он является способом раскрытия глубинных, скрытых под поверхностью явлений, сущностей духовного, философско-эстетического познания жизни.

Творческий метод Врубеля состоит в том, что реалистические основы его профессионального понимания и свойственного ему видения форм зримого мира он сочетает с символотворчеством, с поэтизацией интеллекта, с фантастикой. Влечение к величавому, монументальному сочетается в его методе в пристрастии к мельчайшим деталям предметного, зримого мира, к тщательному проникновению, в его многогранность окружающего мира. «Учиться у природы, брать все оттуда, кажется скучным и пресным тому, кто видит ее поверхностно, для кого внешний вид предметов не более, чем сигнал для их опознавания. Но кто умеет видеть, для того природа полифонична, неисчерпаема, и путь ее эстетического познания так же бесконечен, как и научного познания»11 - говорит Врубель.

Задачей искусства Врубель видел в возможности оторвать человека от мелочей будничного, «иллюзионировать душу величавыми образами». Среди идейных проблем, занимавших сознание художника, важнейшей была нравственная борьба личности с этическим несовершенством человечества, неистребимая тоска духа, человеческой души, жаждущей беспредельной свободы и вселенских просторов для самоутверждения и творчества, подчиненного лишь чувству долга, понятого художником как «сознание прекрасного долга». «Искусство, искус, искушение... Выполняя роль магического кристалла, искусство может привести и в рай, и в ад, в зависимости от личных устремлений человека. Личность, таким образом, становится краеугольным камнем, замыкающем на себе не только исторические, но и космические процессы»12.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: