Форматирование графиков

Для управления графиками служит блок регуляторов (рис.3), расположенный под экраном справа.


Рис.3. Блок управления графиками

Регуляторы позволяют:

· выключатели автоформата (крайние слева) — включить или выключить непрерывное автоформатирование по каждой оси;

· кнопки «x» и «y» (если они «отжаты») — произвести одноразовое автоформатирование по соответствующей оси;

· «лупа» — изменить масштаб отображения. Из открывающегося меню можно выбрать варианты:

1) растянуть выделенный прямоугольник;

2) растянуть выделенный интервал горизонтальной оси;

3) растянуть выделенный интервал вертикальной оси;

4) вернуться к предыдущему масштабу;

5) растянуть изображение от указанной точки;

6) сжать изображение к указанной точке;

· «захват рукой» — передвигать графики по экрану;

· «+» — захватить курсор указателем мыши и переместить его.

Работа с курсорами

 
 

С помощью курсоров можно измерить характерные значения напряжения, времени, частоты и т.п. в любой точке экрана. Для работы с курсорами служат блоки управления (рис.4), располо­женные под экраном:

Рис.4. Блоки управления курсорами

· посередине — блок кнопок «ручного» управления. Этими кнопками можно перемещать «активные» (отмеченные «■») курсоры;

· слева — редактор курсоров. В каждой строке имеет 6 позиций (слева направо):

1 – номер курсора;

2 – абсцисса центра курсора;

3 – ордината центра курсора;

4 – кнопка активизации курсора («активный» отмечается «■»);

5 – редактор изображения курсора (при потере курсора — «Bring to Center»);

6 – переключатель «привязки» курсора к графикам.

Правила выполнения лабораторных работ в лаборатории ОТЦ

Подготовка к лабораторному занятию заключается в изучении соответст­вующего раздела курса (по учебнику или конспекту лекций) и выполнении до­машнего задания.

Отчет по домашнему заданию представляется каждым студентом индивиду­ально. Если отчет не представлен или выполнен неудовлетворительно, то сту­дент к лабораторной работе не допускается.

В процессе выполнения лабораторного задания студенты, как правило, за­рисовывают (с экрана) различные графики. Графики можно зарисовывать «от руки», но с примерным соблюдением масштаба. На зарисованных графиках должны быть приведены шкалы значений измеряемых величин и указаны усло­вия эксперимента.

Выполнив лабораторное задание, предъявите результаты преподавателю. Без его разрешения установку не выключайте.

По окончании занятия (после приема результатов работы преподавателем) выключите установку, разберите схему, сдайте лаборанту набор проводов и комплектующих деталей, наведите порядок на рабочем месте.

Отчет по лабораторной работе представляется каждым студентом индивиду­ально. Он должен содержать:

1) материалы домашней подго­товки;

2) исправление выявленных в них ошибок;

3) оформленные результаты выполнения лабораторного задания — указан­ные в задании графики, таблицы и пр.;

4) анализ обнаруженных расхождений между вашими исходными теоретическими представлениями и экспериментальными фактами либо вывод об отсутствии таких расхождений.

Защита выполненной работы осуществляется каждым студентом индивиду­ально. При оценке работы студента учитываются:

1) уровень подготовки к лабораторному занятию;

2) качество выполнения лабораторного задания;

3) качество представленного отчета;

4) уровень усвоения основных вопросов, изучаемых в работе. Примерные контрольные вопросы приведены в описании каждой работы.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Ниже приведены описания четырех лабораторных работ по курсу «Основы теории цепей». Работы посвящены изучению ос­новных понятий и методов теории линейных радиотехнических цепей.

Лабораторные занятия проводятся фронтальным методом. На выполне­ние каждой лабораторной работы отводятся 4 академических часа. До­машняя подготовка к каждой работе рассчитана также на 4 часа.

__________

Лабораторная работа № 3

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ RC -ЦЕПЬ

ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ

Цель работы — на простейших примерах освоить основные понятия и методы анализа линейной цепи при гармонических колебаниях.

Изучаются следующие основные вопросы:

1) понятие комплексной амплитуды гармонического колебания; 2) комплексный метод анализа линейной цепи при гармонических колебаниях; 3) поведение простейшей нерезонансной цепи (последовательной RC -цепи) при воздействии гармонических колебаний; 4) векторная диаграмма изучаемого процесса; 5) правила вычисления эквивалентной емкости при параллельном и последовательном соединении элементов.

Домашнее задание

Изучите вышеперечисленные основные вопросы. Рекомендуются учебное пособие [1] (§§ 2.1÷2.8), учебные пособия [2,3] и конспект лекций.

1. Изобразите схемы изучаемых цепей:

· цепи из последовательно соединенных резистора и конденсатора (выходное напряжение снимается с конденсатора);

· цепи из последовательно соединенных конденсатора и резистора (выходное напряжение снимается с резистора).

На каждой схеме укажите стрелками входное напряжение u вх и выходное напряжение uC или uR.

2. Выпишите основные формулы, составляющие математическую модель изучаемых процессов, т.е. формулы для расчета амплитуд UC и UR и начальных фаз j C и j R напряжений на элементах цепи при подаче на ее вход гармонического напряжения

u вх (t) = U вх cos (ω tвх).

В формулах используйте обозначение коэффициента затухания цепи a=1/(RC).

3. Задавшись значениями U вх=1 В и jвх=0°, рассчитайте значения UC, UR, φ C, φ R для трех значений емкости: С =1/(2ω R), С =1/(ω R), С =2/(ω R). Результаты расчета внесите в таблицу.

Образец таблицы

C UC, В UR, В j C, гр. j R, гр. Примечания
1/(2ω R)         Расчет
        Измерение
1/(ω R)         Расчет
        Измерение
2/(ω R)         Расчет
        Измерение

 

4. Для каждого из трех вышеуказанных случаев постройте в масштабе векторную диаграмму напряжений в цепи.

5. Для каждого из трех вышеуказанных случаев постройте в масштабе семейство из трех осциллограмм — входного напряжения u вх(t) и выходных напряжений uC (t) и uR (t).

Лабораторное задание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: