Для управления графиками служит блок регуляторов (рис.3), расположенный под экраном справа.
Рис.3. Блок управления графиками
Регуляторы позволяют:
· выключатели автоформата (крайние слева) — включить или выключить непрерывное автоформатирование по каждой оси;
· кнопки «x» и «y» (если они «отжаты») — произвести одноразовое автоформатирование по соответствующей оси;
· «лупа» — изменить масштаб отображения. Из открывающегося меню можно выбрать варианты:
1) растянуть выделенный прямоугольник;
2) растянуть выделенный интервал горизонтальной оси;
3) растянуть выделенный интервал вертикальной оси;
4) вернуться к предыдущему масштабу;
5) растянуть изображение от указанной точки;
6) сжать изображение к указанной точке;
· «захват рукой» — передвигать графики по экрану;
· «+» — захватить курсор указателем мыши и переместить его.
Работа с курсорами
С помощью курсоров можно измерить характерные значения напряжения, времени, частоты и т.п. в любой точке экрана. Для работы с курсорами служат блоки управления (рис.4), расположенные под экраном:
|
|
Рис.4. Блоки управления курсорами
· посередине — блок кнопок «ручного» управления. Этими кнопками можно перемещать «активные» (отмеченные «■») курсоры;
· слева — редактор курсоров. В каждой строке имеет 6 позиций (слева направо):
1 – номер курсора;
2 – абсцисса центра курсора;
3 – ордината центра курсора;
4 – кнопка активизации курсора («активный» отмечается «■»);
5 – редактор изображения курсора (при потере курсора — «Bring to Center»);
6 – переключатель «привязки» курсора к графикам.
Правила выполнения лабораторных работ в лаборатории ОТЦ
Подготовка к лабораторному занятию заключается в изучении соответствующего раздела курса (по учебнику или конспекту лекций) и выполнении домашнего задания.
Отчет по домашнему заданию представляется каждым студентом индивидуально. Если отчет не представлен или выполнен неудовлетворительно, то студент к лабораторной работе не допускается.
В процессе выполнения лабораторного задания студенты, как правило, зарисовывают (с экрана) различные графики. Графики можно зарисовывать «от руки», но с примерным соблюдением масштаба. На зарисованных графиках должны быть приведены шкалы значений измеряемых величин и указаны условия эксперимента.
Выполнив лабораторное задание, предъявите результаты преподавателю. Без его разрешения установку не выключайте.
По окончании занятия (после приема результатов работы преподавателем) выключите установку, разберите схему, сдайте лаборанту набор проводов и комплектующих деталей, наведите порядок на рабочем месте.
|
|
Отчет по лабораторной работе представляется каждым студентом индивидуально. Он должен содержать:
1) материалы домашней подготовки;
2) исправление выявленных в них ошибок;
3) оформленные результаты выполнения лабораторного задания — указанные в задании графики, таблицы и пр.;
4) анализ обнаруженных расхождений между вашими исходными теоретическими представлениями и экспериментальными фактами либо вывод об отсутствии таких расхождений.
Защита выполненной работы осуществляется каждым студентом индивидуально. При оценке работы студента учитываются:
1) уровень подготовки к лабораторному занятию;
2) качество выполнения лабораторного задания;
3) качество представленного отчета;
4) уровень усвоения основных вопросов, изучаемых в работе. Примерные контрольные вопросы приведены в описании каждой работы.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Ниже приведены описания четырех лабораторных работ по курсу «Основы теории цепей». Работы посвящены изучению основных понятий и методов теории линейных радиотехнических цепей.
Лабораторные занятия проводятся фронтальным методом. На выполнение каждой лабораторной работы отводятся 4 академических часа. Домашняя подготовка к каждой работе рассчитана также на 4 часа.
__________
Лабораторная работа № 3
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ RC -ЦЕПЬ
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ
Цель работы — на простейших примерах освоить основные понятия и методы анализа линейной цепи при гармонических колебаниях.
Изучаются следующие основные вопросы:
1) понятие комплексной амплитуды гармонического колебания; 2) комплексный метод анализа линейной цепи при гармонических колебаниях; 3) поведение простейшей нерезонансной цепи (последовательной RC -цепи) при воздействии гармонических колебаний; 4) векторная диаграмма изучаемого процесса; 5) правила вычисления эквивалентной емкости при параллельном и последовательном соединении элементов.
Домашнее задание
Изучите вышеперечисленные основные вопросы. Рекомендуются учебное пособие [1] (§§ 2.1÷2.8), учебные пособия [2,3] и конспект лекций.
1. Изобразите схемы изучаемых цепей:
· цепи из последовательно соединенных резистора и конденсатора (выходное напряжение снимается с конденсатора);
· цепи из последовательно соединенных конденсатора и резистора (выходное напряжение снимается с резистора).
На каждой схеме укажите стрелками входное напряжение u вх и выходное напряжение uC или uR.
2. Выпишите основные формулы, составляющие математическую модель изучаемых процессов, т.е. формулы для расчета амплитуд UC и UR и начальных фаз j C и j R напряжений на элементах цепи при подаче на ее вход гармонического напряжения
u вх (t) = U вх cos (ω t +φвх).
В формулах используйте обозначение коэффициента затухания цепи a=1/(RC).
3. Задавшись значениями U вх=1 В и jвх=0°, рассчитайте значения UC, UR, φ C, φ R для трех значений емкости: С =1/(2ω R), С =1/(ω R), С =2/(ω R). Результаты расчета внесите в таблицу.
Образец таблицы
C | UC, В | UR, В | j C, гр. | j R, гр. | Примечания |
1/(2ω R) | Расчет | ||||
Измерение | |||||
1/(ω R) | Расчет | ||||
Измерение | |||||
2/(ω R) | Расчет | ||||
Измерение |
4. Для каждого из трех вышеуказанных случаев постройте в масштабе векторную диаграмму напряжений в цепи.
5. Для каждого из трех вышеуказанных случаев постройте в масштабе семейство из трех осциллограмм — входного напряжения u вх(t) и выходных напряжений uC (t) и uR (t).
Лабораторное задание