Контрольная работа №1
«Введение в медицинскую биологию. Типы клеточной организации биологических систем. Строение эукариотической клетки»
Вопросы для самоподготовки:
1.Биология в медицинском вузе, задачи, объект и методы исследования. Разделы дисциплины биологии и их значение для деятельности врача;
2.Основные биологические законы и понятия;
3.Иерархические уровни организации жизни;
4.Развитие представлений о сущности жизни. Определение, гипотезы о происхождении жизни. Главные этапы возникновения и развития жизни. Основные свойства живого. Формы жизни и типы клеточной организации биологических систем;
5.Клетка: определение, основные типы организации клетки. Про- и эукариотические клетки: общие черты, различия, теории происхожденияэукариотических клеток;
6. Клеточная теория, основные ее положения, роль клеточной теории в развитии естествознания и медицины, ее значение для понимания фундаментальных свойств живого;
7. Основные структурные компоненты растительной и животной клетки. Различия между животными и растительными клетками;
8. Структура и функции цитоплазмы;
9. Органоиды, определение и классификации по строению, значению и функциям. Современные представления о медицинском значении органелл.
10. Специализированные структуры клеточной поверхности (микроворсинки, псевдоподии, базальные складки, реснички, жгутики);
11. Включения, их классификация;
Задание № 1. «Классификация органелл по функциям»
Заполните таблицу: в правый столбик таблицы впишите органеллы, выполняющие обозначенные функции:
«Классификация органелл по выполняемым функциям»
Функции | Органеллы |
1.Органеллы, образующие цитоскелет клетки | |
2.Органеллы, участвующие в движении клетки и внутриклеточных структур | |
3.Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ | |
4.Органеллы, участвующие в энергопроизводстве | |
5.Органеллы, участвующие в пищеварении, защитных и в обезвреживающих реакциях | |
6.Органеллы, участвующие в накоплении и транспорте веществ | |
7.Органеллы, участвующие в размножении клетки |
Задание № 2. «Включения клетки»
Укажите название групп включений согласно их характеристике:
группа | пример |
- участвуют в депонировании питательных веществ. Белки – алейроновые зерна в злаковых растениях. Гликоген – в гепатоцитах и миоцитах, крахмал – в растениях | |
- образуются секреторными клетками и транспортируются для выполнения тех или иных функций: ферменты, гормоны | |
- участвуют в процессах выделения. В животных клетках – соли различных кислот в растворённом состоянии, в растительных клетках – кристаллы солей | |
- определяют окраску кожи, радужки глаз, цвет крови, мочи. Меланин в меланоцитах, гемоглобин в эритроцитах |
ЧАСТЬ 2. Практическая работа:
Задание 1. «Строение эукариотической клетки».
Используя материал лекций и учебного пособия «Генетика_Клет_Уровень» изучите строение животной клетки и цифрами в рамках сделайте соответствующие обозначения:
1. митохондрии; 2. эндоплазматическая сеть; 3. лизосомы; 4. ядро; 5. аппаратГольджи; 6. плазматическая мембрана; 7. цитоплазма; 8. клеточный центр; 9. ядрышко |
ЧАСТЬ 3. Проблемно-ситуационные задачи
Решите проблемно-ситуационные задачи и напишите ответ:
1. У ребёнка резко снижен клеточный иммунитет. С какими органеллами это связано (количество каких органелл снижается?)
Ответ:
2. Какими органоидами образована вакуолярная система клетки? Перечислите все эти органоиды.
Ответ: