Тема 8. Статистика цен

При изучении цен на продукцию однородную, но реализуемую различными субъектами потребительского рынка, у которого сло­жились по тем или иным причинам собственные цены, возника­ет необходимость расчета средней цены. Эта ситуация может сложиться и у конкретного, отдельно взятого субъекта, когда, отслеживая еженедельно цены на один и тот же продукт или услу­гу, они будут варьировать от недели к неделе.

Средняя цена определяется по формуле:

(8.1.)

где в числителе — общая стоимость конкретного продукта (Σpq), a в знаменателе — общий физический объем конкретно­го продукта (Σq).

Средняя цена зависит, таким образом, от цен, которые сложились у каждого субъекта (или на каждой неделе при еже­недельном их наблюдении) — это первый фактор (р), а второй фактор — структура продаж (или потребления) — q / Σq = d.

Динамика средних цен изучается при помощи системы ин­дексов.

1. Индекс переменного состава, который характеризует из­менение средних цен под влиянием обоих факторов сразу:

(8.2.)

2. Индекс постоянного состава, который характеризует из­менения средних цен за счет первого фактора (р):

(8.3.)

3. Индекс структурных сдвигов характеризует влияние вто­рого фактора (q / Σq = d) на изменение результативного пока­зателя — средней цены:

(8.4.)

 

Индексы, как известно, связаны между собой:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: