При изучении цен на продукцию однородную, но реализуемую различными субъектами потребительского рынка, у которого сложились по тем или иным причинам собственные цены, возникает необходимость расчета средней цены. Эта ситуация может сложиться и у конкретного, отдельно взятого субъекта, когда, отслеживая еженедельно цены на один и тот же продукт или услугу, они будут варьировать от недели к неделе.
Средняя цена определяется по формуле:
(8.1.)
где в числителе — общая стоимость конкретного продукта (Σpq), a в знаменателе — общий физический объем конкретного продукта (Σq).
Средняя цена зависит, таким образом, от цен, которые сложились у каждого субъекта (или на каждой неделе при еженедельном их наблюдении) — это первый фактор (р), а второй фактор — структура продаж (или потребления) — q / Σq = d.
Динамика средних цен изучается при помощи системы индексов.
1. Индекс переменного состава, который характеризует изменение средних цен под влиянием обоих факторов сразу:
(8.2.)
|
|
2. Индекс постоянного состава, который характеризует изменения средних цен за счет первого фактора (р):
(8.3.)
3. Индекс структурных сдвигов характеризует влияние второго фактора (q / Σq = d) на изменение результативного показателя — средней цены:
(8.4.)
Индексы, как известно, связаны между собой: