Рекомендации для выполнения исследовательских работ

4.1. При выборе темы исследовательской работы ста­райтесь руководствоваться Вашими возможностями, науч­ными интересами и накопленным опытом. Тему сформу­лируйте конкретно.

4.2. Выбрав тему, определите перечень необходимой литературы для ее анализа.

4.3. Прочитывая литературу, выбирайте материал, который для Вашей темы представляет особую важность.

4.4. При работе с источниками делайте выписки с указанием названия источника, его автора (авторов), места издания и года. Записи должны быть точными, четкими, и вести их необходимо на отдельных листках или в тетради, но на одной стороне.

4.5. Составьте список источников в алфавитном по­рядке по первой букве фамилии автора или названия книги, если она выпущена без автора под редакцией.

4.6. На основе проработанной литературы и мыслен­ного анализа собственного опыта составьте план исследо­вательской работы. Помните, что в зависимости от цели план может быть простым или сложным. Обдумайте фор­мулировки глав, пунктов, параграфов плана. В процессе написания работы их можно уточнять, соблюдая логику исследования.

4.7. Начиная излагать материал теоретической главы, помните, что не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя один источник за другим. Необходимо попытаться раскрыть существо выявленных научных подходов, выделить главные положения, веду­щие идеи в соответствии с поставленными вопросами плана исследовательской работы. Излагать мысли необхо­димо литературным языком, используя общедоступные для понимания научные термины.

4.8. Анализируя проблему на основе источников, сле­дует отражать собственное ее понимание, делать оценоч­ные суждения.

4.9. Анализ научных источников, доказательство каких-либо положений необходимо строить с привлечением цитат. Ссылки на автора и его работу очень важны для чи­тателя. В конце цитаты следует указывать источник выска­зывания. Сноски на используемую литературу в последнее время принято давать в квадратных скобках в соответст­вии с нумерацией в списке литературы. Например: «И.П. Ива­нов [15]».

4.10. В тексте при ссылке на высказывания или сужде­ния цитируемых авторов и выражении к ним отношения приходится использовать различные глаголы, подбор кото­рых часто вызывает затруднение у многих авторов исследо­вательских работ.

4.11. И.В. Усачева, И.И. Ильясов [53] предла­гают использовать следующие глаголы: анализирует, возра­жает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуж­дает, объясняет, одобряет, отвечает, отличает, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

4.12. Можно также использовать следующие речевые клише:

• автор рассматривает такие аспекты проблемы, как...;

• проблема...приобретает особую актуальность в связи с...;

• весьма важной, с нашей точки зрения, является идея...;

• изучив результаты исследования данной проблемы, нами выявлен целый ряд нерешенных вопросов, а именно...;

• вслед за автором, под..., мы понимаем..

• из данного определения следует..

• многие авторы связывают это положение с необходи­мостью разработки и применения...;

• данные выводы сделаны на анализе следующих положе­ний

• данная точка зрения позволила нам определиться с подходами к разработке..

• из вышеупомянутого определения следует, что

• можно согласиться с автором в том, что..., однако..

• полученные результаты использовались нами в прогрессе..

• для подтверждения данной точки зрения необходимо сделать ряд пояснений

• авторская позиция весьма привлекательна, вместе стем

• исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что..

• в совокупности все эти факторы обеспечивают

• ориентируясь на воззрения вышеозначенных авторов, следует сделать вывод о том, что..

• можно согласиться с утверждением, что данное усло­вие может выступать как определяющее, однако....

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: