Лекция 6. Психологическая подготовка

Процесс психологической подготовки охватывает два относительно самостоятельных и одновременно тесно взаимосвязанных направления:

1 Воспитание моральных и волевых качеств.

2 Совершенствование специфических психических возможностей.

Структура и совершенствование моральных и волевых качеств

В структуре волевой подготовленности выделяют:

- целеустремленность (ясное видение перспективной цели): решительность и смелость (склонность к риску в сочетании со свое­временностью и обдуманностью решений).

- настойчивость и упорство (мобилизация энергии и активности в дос­тижении цели, в преодолении препятствий);

- выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения);

- самостоятельность и инициативность (собственный почин, новаторст­во).

Волевое действие состоит из принятия решения и его реализации. Воля тесно связана с характером человека, и, согласно распространенной точки зрения, характер является основой волевых процессов так же, как интел­лект - мыслительных, а темперамент - эмоциональных.

В волевом действии выделяют подготовительный, исполнительный, оценочный этапы.

Практической основой методики волевой подготовки являются:

- регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок;

- систематическое введение в учебно-тренировочный процесс дополни­тельных трудностей;

- широкое использование соревновательного метода;

- создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции.

Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процессе волевой подготовки спортсменов

1 Введение дополнительного задания (предварительно не сообщая спортсмену), связанного с увеличением продолжительности тренировоч­ной работы на фоне утомления. Направленность - воспитание выдержки, настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощу­щений утомления.

Пример: преодоление одного иди нескольких дополнительных трени­ровочных отрезков после напряженной программы с заданием показать наивысший результат.

2. Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях или с использованием инвентаря, усложняющего выполнение упражнения. На­правленность - повышение надежности навыков и воспитание уверенно­сти.

Пример: бег по сильно пересеченной местности, по песку или снегу, плавание с тормозными устройствами, работа в условиях искусственной гипоксии.

3. Изменение условий выполнения упражнений с целью создания до­полнительных трудностей.

Пример: бег в гору, бег по песку.

4. Введение сбивающих сенсоэмоциональных факторов. Направлен­ность-воспитание стойкости и самообладания.

Пример: упражнения в воде при большом скоплении тренирующихся на одной дорожке.

5. Усложнение тренировочных и эмоциональных взаимодействий, ус­ловий оценки достижения. Направленность-воспитание бойцовских ка­честв, воли к победе.

Пример: обеспечение в тренировке постоянной конкуренции равных по силам спортсменов.

Важным разделом волевой подготовки является процесс самосовер­шенствования:

- соблюдение общего режима жизни;

- самоубеждение, свмопобуждение, самопринуждение к выполнению тренировочной программы;

- саморегуляция эмоций, психического я общего состояния посредст­вом аутотренинга и г. д.;

- постоянный самоконтроль.

Основой моральной подготовки является спортивная этика: чувство долга перед командой, патриотизм, общечеловеческие ценности.

Методы: убеждения, принуждения, постепенного повышения трудно­стей, соревновательный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: