double arrow

Мифологичность и политеизм.


5. Телесность, пластичность. Культ тела человека, пластичность проявлялись в облике прекрасных богов,вискусстве, предметной среде.

6. Агонистичность, т. е. состязательность (агон – состязание), нацеленность на победу характеризует все сферы жизни: политические дебаты, диспуты, спортивные игры (общегреческие, общеримские), художественные состязания, научные диалоги или споры в поиске истины, что впервые привело к формированию научных законов и систем доказательств и пр. Главное — проявить гражданскую доблесть, не преследуя материальную выгоду, воплощая ценности, идеалы своего полиса. Для римлянина главное —честь, могущество и достоинство Рима.

Рациональность — это стремление понять мир в целом как часть космоса и составляющие его элементы, просчитать их соотношение, выявить пропорции, нормы, каноны.

Римляне внесли черты трезвого миропонимания, точный расчет, практицизм, представления о нормативности миропорядка, обязательности римского права, конкретность религиозных представлений, тяготение к точности исторических фактов и пр.

8. Праздничность, зрелищность, красочность. Большинство античных праздников совершалось в честь главных богов и связывалось с религиозными ритуалами, обрядами, культовыми действами, календарным циклом и даже историческими событиями. Ярко оформленные, они сопровождались шествиями, музыкально-драматическими, хореографическими представлениями. У римлян вошли в обиходгладиаторские бои, схватки хищников.

Ценности полисного человека

Полисная организация социально-культурной жизни, универсальные качества культуры формируют специфические ценности полисного человека, их особенности:

1. Коллективизм (социальная солидарность) внутри греческого полиса, где каждый является членом коллектива, гражданской общины, от блага которой зависит благо отдельного человека. Индивидуальность подчинена коллективу и интерес коллектива — это правильно понятый собственный интерес. Для римлянина главное –Рим с его особыми правами, правом властвовать над другими народами и подчинять их Риму.

2. Свободолюбие. Это свобода, которую дает полис. Грек и римлянин ценит свободу отстаивать свои интересы, противопоставляя себя рабу. Это свобода от самоуправства властей, свобода как политико-экономическая независимость гражданина и государства, как равенство всех перед законом: «Знай хорошо, что я не променяю всех своих страданий на рабское служенье» (Эсхил).

3. Патриотизм, гражданственность. Для гражданина полиса главная цель и долг защищать свой полис, не жалея жизни, сознательно служить ему. Для римлянина долг — служить Риму, дорожить римским гражданством как высшей ценностью, умножать его могущество.

4. Активность, личная доблесть, чувство собственного достоинства, личная ответственность. Образец античной добродетели — не терять достоинства ни при каких обстоятельствах. Восточный герой силен причастностью к сверхъестественной силе, античный — тем, что все может сделать сам, благодаря ловкости, уму, физическому совершенству.

5. Дух беспредельного величия Рима, право повелевать другими народами, основанный на «Римской идее», стремлении Рима к мировому господству.


Сейчас читают про: