Глава VI. Античная культура: социальные и духовные основы
Античность (лат. antigus – древний) – термин, обозначающий цивилизацию и культуру Древней Греции и Древнего Рима в период с XIII-XII вв. до н. э.– IV-V вв. н. э. Это период, связанный с зарождением, развитием и упадком рабовладельческого общества. |
В истории мировой культуры каждый период по-своему ценен и важен для науки. Но особое, можно сказать, исключительное место в европейской и во всей общепланетарной цивилизации занимает античная культура, прежде всего древнегреческая. Античная культура Средиземноморья по праву считается величайшим творением человечества. Древним грекам («эллинам») и римлянам удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно во многих областях культуры:
а) в области экономики обеспечен производительный труд подневольных рабов, получили развитие частнособственнические отношения, межгосударственные торговые связи, складывалась система торгово-денежных отношений, производство ориентировалось на рынок;
|
|
б) в области государственного устройства возникло многообразие развитых форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя;
в) в области духовной культуры была рождена модель гармонически развитого свободного человека, в котором сочетались высокие душевные качества и физическое (телесное) совершенство;
г) в области творческой деятельности возникла богатейшая мифология, созданы величайшие произведения литературы и искусства, поражает необычайное разнообразие философских идей, точность математических доказательств. Европейская цивилизация, уходящая корнями в античность, получила мощный фундамент для дальнейшего развития своей культуры в течение последующих тысячелетий.
Наследие, оставленное античной культурой, трудно переоценить. С этим все согласны, но мало кто по-настоящему понимает эту великую непреходящую роль и значение античности не только в прошлом, но и в настоящем. Так что же такое античная культура в своих исходных, основополагающих понятиях? Прежде всего, в истории развития античности ученые выделяют несколько отдельных периодов (этапов).
Периодизация античной культуры
Древняя Греция | Древний Рим |
Гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.) | Культура царского Рима (VIII-VI вв. до н.э.) |
Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.) | Культура Римской республики (V–I вв. до н.э.) |
Классический период (V–IV вв. до н.э.) | Культура Римской империи (I–V в. н.э.) |
Эллинистический период (IV–I в. н.э.) |
Античность: Древняя Греции и Древний Рим (III-II тыс. до н. э. – V в. н.э.), с одной стороны – это явная целостность, обладающая многими общими чертами, а, с другой – она внутренне неоднородна, в конкретных проявлениях специфична, противоречива. Она многослойна, динамична и прошла в своем развитии целый ряд относительно самостоятельных этапов, где каждый из них вносит свои особенности в общее целое.
|
|
Социальная динамика античной культуры
Распад родового строя, родовых связей. | Разделение труда, отделение земледелия от ремесла, физического труда от умственного. | Разложение общинной родовой собственности, формирование частной, мелкой и средней собственности. . | Изменение типа общественного строя, где присутствует оппозиция: свободные (рабовладельцы) и рабы (одушевленное орудие). | Развитие городов, государств, где власть вторична, а собственность первична и определяется имущественным цензом. |
Укрепление территориальных связей, образование территориальных общностей. | Увеличение произ-водительности труда, развитие торговли, денежных отношений. | Имущественная дифференциация населения — богатые, бедные и лишенные собственности и всех гражданских прав – рабы. В отличие от Древнего Востока здесь первична собственность, вторична власть. | Рабы – основная производительной сила, обеспечивающая условия для развития античной культуры. Они лишены юридических, политических и пр. прав и являются собственностью рабовладельца. | Стратификация свободных граждан на категории, их права и место в обществе определялись размером собственности: патриции – плебеи в Риме, в Греции евпатриды – феты. |
Способ производства – исторически определенный вид производства необходимых для жизни людей материальных благ, который протекает в конкретных общественных формах. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы в обществе. |
Социально-экономические условия античной культуры: греческая и римская цивилизации были рабовладельческими обществами. Рабовладение есть такой строй, когда труд одних людей и они сами принадлежат тому, кто присваивает продукт этого труда, — явление, существовавшее в разных географических зонах и исторических условиях. В рамках рабовладельческой цивилизации именно рабский труд играет роль господствующего способа производства. Рабовладельческая цивилизация была мировой системой и существовала в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, государствах Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Рима.
Труд рабов, которые, создавая благоприятные условия для развития античной культуры, сами были лишены культурных благ: эксплуатация большого числа рабов освобождала свободных граждан от тягот физического труда и давала им время и условия для занятий политикой, наукой, искусством. «Без рабства – считал великий немецкий ученый Ф. Энгельс, – не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки» [1]. Выдающийся русский философ XX в., блестящий знаток античности А. Ф. Лосев образно говорил: «Рабовладение было только тучным навозом для античной культуры. Но когда вам нравятся чудесные очертания розы и вы вдыхаете ее чарующий аромат, это же не значит, чтовы в то же самое время вдыхаете в себя и тот вонючий навоз, из которого выросла роза. Рабовладение для нас в этом смысле, конечно, только навоз. Но Аполлон Бельведерский и Венера Милосская, выросшие на этом навозе, не только прекрасны, но являются неувядающими образцами всего мирового искусства. Тут прямое противоречие, и тут две прямые противоположности.
Роза, во-первых, не имеет ничего общего с навозом, из которого она выросла: а во-вторых, то и другое является также и чем-то единым и нераздельным. Поэтому если вы всерьез захотели пользоваться философскими методами, то рабовладение, как оно ни ужасно, находится в полном единстве с порожденной на его почве культурой. И тут надо не ужасаться, а спокойно мыслить то, что фактически было в истории» [2].
|
|
Античная форма собственности двуедина, так как сочетала частную собственность, дававшую инициативу человеку, и государственную, обеспечивающую стабильность и защиту. Это обусловило особенности мировоззрения, государственного устройства, социальных взаимоотношений.
Полисный мир – социальная основа античной культуры |
Античный мир, прежде всего, Греция не представлял собой единого географического и социально-политического пространства. Он существовал в рамках особой уникальной государственной системы – городов-полисов, разделенных природными границами (горы, реки), языковыми диалектами, почитаемыми богами и пр.
Полис – город-государство, ограниченное территориально, суверенное, самообеспечивающееся (автаркическое) образование, имеющее свой административный центр, храм, крепостное укрепление. Таковы: Афины, Рим, Милет и др. Характер полиса определялся тем, кому принадлежала власть: аристократии, монарху, олигархии, демосу (народу). В отличие от Древнего Востока сакрализация власти (освящение) отсутствовала. Демократический полис стал новой государственной формой, хотя демократия носила ограниченный характер, так как сформировалась в раннеклассовом рабовладельческом обществе, где рабы не считались людьми, а ряд категорий свободного населения был урезан в правах.
Греческий и римский варианты полиса имеют сходство и различия. В этом отношении нужно прежде всего подчеркнуть значение Древней Греции. Если на Востоке существовали лишь деспотические режимы, выступавшие в форме монархии, то в Греции впервые возникла республиканская форма правления.
В царский и республиканский период (до образования империи ) Рим был городом-государством, где политическая власть принадлежала общине рабовладельцев-земледельцев, но в отличие от Греции это была военная демократия, так как в Народном собрании и в общественной жизни в целом участвовали только мужчины-воины, избиравшие консулов – глав полиса. Рим постепенно превращался в военно-политическую систему с жесткой дисциплиной, строгой иерархией в соответствии с имущественным цензом (оценкой имущества). Этому способствовала специфика структуры общины – наличие относительно автономной р имской семьи (фамилии) во главе с обладающим безграничной властью патер фамилия, основанной на его единоличном праве собственности на все ресурсы семьиисвязанной с безоговорочным подчинением младших старшим. Главы фамилий образовали высший слой — аристократию или патрициев. Противостояние патрициев и плебеев, свободных и рабов определило базовые социальные противоречия.
|
|
Греческие полисы расширяли свою территорию посредством мирной колонизации, т.е. переселения на острова, берега Средиземного моря, где сотрудничали с аборигенами. Рим завоевывал и присоединял силой оружия соседние территории.
Образование и воспитание высокоразвитой личности |
Расцвет античной культуры, ее высочайшие достижения были бы невозможны без формирования гармонически развитого, свободного человека, воплотившего в себе высокие духовные качества и стремление к физическому совершенству. Это стало возможным в античности в силу ряда важнейших условий:
Ø а) произошло разделение труда на умственный и физический;
Ø б) высокого уровня достигли гуманитарные науки, литература, искусство;
Ø в) наука, образование, воспитание были обращены к человеку, они становились определяющим фактором человеческого личностного мира.
Античное образование включало несколько ступеней.
Большое место в образовании, развитии философской, политической правовой мысли играло ораторское искусство. Почти все видные политические деятели Греции и Рима были хорошими ораторами, так как важные вопросы решались публично — в народных собраниях, диспутах, открытых судебных процессах и пр. Особенно прославились: Демосфен, Лисий, Исократ, Цицерон и др. Блестящим оратором был Перикл – первый стратег демократических Афин (V в. до н.э.) и др.
Ведущие черты, ценности и духовные основы античной культуры |
В рамках рабовладельческого полиса, полисной ценностной системы складывается и культурная специфика, которая обретает свои особенности на греческой и римской почве. (На этой основе происходит формирование европейской рациональной культуры):
1. Космологичность. Космос – некий абсолют, абсолютное божество, всеобщий порядок, мера, красота, противостоящий Хаосу, охватывающий всю Вселенную, но в то же время пространство, в которое погружены и человек, и природа, и боги, где человек чувствует себя защищенным. Это целостный мир, господство природно-космических сил. Антропоморфные боги близки и понятны человеку.
2. Гуманизм и антропоцентризм античной культуры, человек — это часть Космоса. Он ставится в центр социальной жизни, в центр реального жизненного пространства.
3. Красота – это универсальная гармония, пронизывающая Вселенную, Космос, человека, повседневную, общественную жизнь. В человеке – это гармоническое сочетание физической красоты и нравственного совершенства, т. е. калокагатия (калос – прекрасный, агатос – добрый). Красота, «прекрасное есть надлежащая мера во всем» (Демокрит). «Ничего слишком». Лишенное меры безобразно. У Аристотеля калокагатия выступает внутренним объединением морали и красоты [3].