Научные знания древних греков

Исторические знания Медицина Математика Астрономия География
Кадм, Дионисий, Гекатей и др. логографы. Историки: Геродот, Фукидид, Исократ и пр. Наиболее известны Гиппократ, Герофил Евклид, Евдокс, Эмпедокл, Архимед Эратосфен, Аристарх из Самоса Теофраст, Анаксимандр, Дикеарх, Страбон («География» в 17 книгах)

Наиболее ярко запечатлелись основные черты и ценности древнегреческой культуры, очищенные от всего мелкого, суетного, в разных видах искусства, начиная от рубежа II и I тысячелетий до н. э.: в изобразительных искусствах, словесных, музыке, театре и др. Все виды искусства отражают основные вехи и идеалы античности. До сих пор античное искусство «продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой» (К. Маркс), будучи освящено идеями освободительной борьбы и торжества полисных идеалов, создав идеал прекрасного и доблестного человека-героя, совершенного нравственно и физически, существующего в гармонии с окружающим миром.

Героический эпос, обобщивший эпический народный поэтический опыт, отобразил систему мировоззрения древних греков, представления о морали, богах, их взаимоотношениях с людьми и даже исторические события гомеровских веков (XI–IX вв. до н.э).

Изменение социально-культурных условий в период кризиса родовой общины, имущественное расслоение, утрата человеком связи с коллективом сделало ведущим направлением лирическую поэзию, отразившую личностные чувства человека, его внутренний мир, чувство незащищенности. В ней утверждается личностное начало, личное авторство. История сохранила имена таких поэтов-лириков, как Тиртей, Алкей, Анакреонт, Сапфо (Сафо), Архилох и др.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода является ярко выраженная гуманистическая направленность. В центре ее человек, оторванный от защищавшей его родовой общины, личностные переживания, размышления.

Развитие и укрепление полиса V–IV вв. до н. э., полисной культуры, становление и распространение демократии, демократических норм, эталонов, активизация общественно-политической жизни оказывают влияние и на художественную культуру. На первый план выходит театр, вызванный демократизацией общественной жизни, вовлечением в нее всех свободных граждан и вызвавший к жизни новые жанры: трагедию и комедию. Рождение трагедии, в целом театра было не только художественным, но социально-культурным явлением. Утверждались идеалы правды, справедливости, патриотизма, посредством катарсиса (очищения), потрясения. Через сопереживание с героями оказывалось воспитательное воздействие на человека, облагораживание людей, освобождение души от скверны[5]. Конфликты человека с богами, роком возвеличивают человека. Прометей, Эдип и др. противостоят слепому року, олицетворяющему стихийные силы природы и общественные закономерности.

Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве крупнейших афинских драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, комедия– в произведениях Аристофана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: