Драматургия и великие драматурги

Эсхил: 525–456 гг. до н.э. Софокл: ок. 497–406 гг. до н.э. Еврипид: 480–406 гг. до н. э. Аристофан: ок. 446–385. гг. до н. э.
  Конфликт богоподобного человека и божественного закона возмездия. Правда, справедливость, благо. («Персы», трилогия «Прикованный Прометей»)     Противоборство человека и рока, где человек сам делает жизненный выбор, Боги не всесильны. («Царь-Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»)   Обращается к человеку как личности. Трагедия богов и героев превращается в трагедию людей. («Медея», «Ипполит», «Ифигения в Тавриде», «Электра»)   В комедиях пародируются конкретные пороки и персоны, но за ними просматривается всеобщее, выявляется демократизм автора. («Ахарняне», «Лисистрата», «Осы», «Облака»)  

 

У Софокла человек таков, каким он должен быть, Еврипид рисует его таким, каков он есть. Величайший комедиограф Аристофан выступил яростным защитником демократии, гражданских идеалов, обличителем пороков. Комедия вышла также из дионисийских празднеств, из сатировских хоров (исполняемых ряжеными под сатиров), но около 500 г. до н.э. выделилась в самостоятельное действо.

Театр стал трибуной распространения социально значимых идей, воспитателем народа, а также пышным и красочным праздником. Такие праздники, посвященные различным богам, проходили во многих полисах.

Творческий гений греков запечатлел себя в архитектуре, скульптуре, живописи. Они создали тип храма с колоннами (периптер), типы ордеров на основе соотношения несомых и несущих частей (основание, колонны, перекрытия), сравнимые с обликом человека: дорический, уподобляемый мужской фигуре, ионический – женской, коринфский ордер – девической. Храмы, дворцы соотносились между собой, со средой, с человеком по принципу гармонического равновесия. В истории архитектуры остались имена Иктина, Каликрата, Гипподама и др. Шедевр мировой архитектуры — афинский Акрополь.

Трехмерность, пластика явились отражением целостной модели мира. Скульптуры воплощали идеал человека, величие его как гражданина. Воплощение пластического идеала — «Канон» Поликлета, построенный на точных расчетах. Идеальный человек стал основной темой искусства ваяния, так как греческие скульпторы передавали не индивидуальные черты, но обобщенные типы, идеал красоты. Греки еще не знали дуализма телесного и духовного, хотя пытались через движение тела передать движение души. В целом искусство классической Греции характеризует цельность, гармоничность, гуманизм, укорененность в народном творчестве.

В эллинистический период Древняя Греция утратила независимость, став одной из римских провинций. Это привело к утрате ею цельности стиля, соразмерности человека с окружающим миром. Человек впервые изображается реалистически без идеализации.

 

       
 
   

 

 


 
 

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: