Для служб раннего вмешательства
составитель – В. П. Балобанова
ВВЕДЕНИЕ
Игрушки и игра занимают особое место в жизни человека. С самого рождения ребенок погружен в мир игры. С помощью игрушек ребенок узнает окружающий мир, приобретает коммуникативные навыки и навыки социализации. При переходе из одного возрастного периода в другой меняются игрушки и игры, становясь сложнее и разнообразнее. Родители, предлагая детям игрушки, часто и не подозревают, какие функции могут выполнять игрушки и насколько они важны для развития ребенка Они это делают интуитивно и почти всегда верно. Однако если в семье рождается ребенок с серьезными проблемами в развитии, перед родителями встает вопрос: какие игрушки предлагать ребенку, как с ними играть и зачем они нужны? В этом случае родители нуждаются в помощи и поддержке специалистов, которые помогут разобраться в многообразии игрушек, расскажут, какие из них наиболее полезны для ребенка в данный возрастной период и каковы их функции.
|
|
Все игрушки можно использовать по-разному — в зависимости от поставленной специалистами и родителями задачи и от цели — то есть чего они хотят достичь, используя ту или иную игрушку: развивать и улучшить двигательную активность ребенка (мелкие и крупные движения), сенсорную интеграцию, повышать мотивацию и т. д.
В этой брошюре представлены отдельные списки игрушек, которые используют специалисты Института раннего вмешательства в своей работе. Эти игрушки были отобраны сотрудниками института из огромного количества игрушек, предлагаемых фирмами-изготовителями. Большинство из них встречается в разных списках, что служит подтверждением универсальности игрушек, так как разные специалисты используют одинаковые игрушки для достижения разных целей.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Службам раннего вмешательства — уже функционирующим и вновь создающимся — для нормальной работы междисциплинарной команды специалистов (педиатр, физический терапевт, логопед (специалист по ранней коммуникации), специальный педагог, психолог) необходимы следующие условия:
• достаточное количество специально оборудованных рабочих помещений (не менее 4-х),
• кабинет для первичного приема педиатра и других специалистов (16-20 кв. м),
• кабинет для индивидуальных занятий педагогов и психолога (16-20 кв. м),
• кабинет для проведения групповых занятий (20-30 кв. м),
• библиотека игрушек — лекотека. Это комната для хранения и выдачи игрушек семьям для домашних занятий,
• специальное оборудование и игрушки для работы с детьми раннего возраста:
- набор игрушек должен соответствовать уровню развития ребенка и уровню предметной игры,
|
|
- необходимо иметь несколько наборов парных игрушек (например по 2 одинаковых машинки, 2 одинаковых мячика, 2 одинаковых куклы, по 2 одинаковых животных и т. п.),
- многие игрушки можно использовать по-разному — в зависимости от того, на каком уровне ребенок играет. Большинство игрушек годятся для любого уровня развития.
ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ
Помещение должно быть достаточно освещено. В каждом помещении должна быть раковина для мытья рук. Примерный набор мебели и оборудования:
• ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким);
• письменный стол и стулья для специалистов;
• шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек (дверцы должны быть не стеклянные);
• детский горшок;
• полотенца (желательно бумажные);
• детский стульчик (1 шт. в каждом кабинете);
• пластмассовые тазики для дезинфекции игрушек (1-2шт);
• большое зеркало (в кабинете педагогов и логопеда);
• мольберт (в кабинете педагогов);
• детский столик и 4-6 стульчиков (в кабинете педагогов и логопеда);
• кресло детское с подставкой для ног;
• пеленальник (в кабинете педиатра);
• стендеры (стояки) — 1 наклонный, 1 вертикальный (см. Приложение I. рис. 8);
• комплект чайной посуды для групповых занятий (для взрослых и детей).
КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ
Для повседневной работы специалистов необходимо достаточное количество канцелярских товаров. Приобретать канцелярские товары следует по мере надобности, но не реже 1 раза в 3 месяца. Покупка канцелярских товаров производится за счет средств поликлиники или центров абилитации.
Примерный список канцелярских товаров
• бумага писчая;
• бумага для записей;
• журналы для регистрации;
• ручки;
• карандаши простые и цветные;
• фломастеры;
• клей;
• скрепки;
• скотч;
• ножницы;
• степлер;
• дырокол;
• папки для хранения документов (пластиковые и картонные);
• календари.