В результате контроля выявлено, что работа по созданию условий по формированию основ толерантности дошкольников ведётся во всех группах.
Во всех группах созданы условия для формирования у дошкольников опыта толерантных отношений и поведения.
В группах оформлены картотеки стихов, пословиц и поговорок, игр народов мира. Изготовлены дидактические игры: «Путешествие вокруг земного шара», «Найди свой дом», «Одень куклу», «Оцени поступок», «Хорошо-плохо», «Чей флаг?», «Составь картинку», «Ходилка», «Составь узор», «Права ребёнка»...
Оформлены альбомы, выставки: «Улыбка», «Этнокалендарь», «Что означает твоё имя», "Наша малая Родина», «Хоровод дружбы», «Гордость России», «Традиционные приветствия народов мира», «Как праздную 1 апреля, Новый год в разных странах мира», «Кухня народов мира», «Ласковое имя», «Кто, если не мы?»…. Приобретены наглядно-дидактические пособия: «Народные узоры», «В гостях у хозяйки медной горы», «Национальные костюмы»
Оформлены сюжетно-ролевые игры: «Туристическое бюро», «Театр».
|
|
Музеи пополнены костюмами, атрибутами, отражающими особенности национальной культуры русских, татар, башкир. Приобретены раскраски, художественная литература: «Народы и страны», «Детский атлас мира», «Народы России», «Правила поведения», «Мир вокруг нас», «Чудеса России»...
Развивающая среда организована на высоком уровне в группах: «Сказка», «Игрушка», «Звёздочка», «Солнышко». На среднем уровне: гр. «Винни-Пух», «Теремок».
Рекомендуется в группе «Винни-Пух» пополнить среду дидактическими играми, книгами по формированию у детей толерантного поведения.
В результате проведённой диагностики детей старшего возраста выявлено, что толерантное поведение у детей сформировано на высоком уроне 17(23%),среднем уровне 37(49%), низком уровне 21(28%).
В формировании толерантности у дошкольников педагоги опираются на игровые методы воспитания,
задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях знакомят с танцами и песнями различных народов;
- чтения книг-сказок;
- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов;
- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; («Рождество», «Масленица»)
В результате проведённого коллективного просмотра непосредственно образовательной деятельности можно сделать вывод, что все педагоги владеют методами и приёмами обеспечивающими формирование толерантного сознания дошкольников.
|
|
Образовательный процесс организован в форме совместной партнёрской деятельности взрослого и ребёнка. Педагоги беседовали с детьми о дружбе, знакомили с культурой народов мира, языковым разнообразием.
Анализ наглядной информации для родителей показал, что в каждой возрастной группе
подобран материал по ознакомлению родителей со способами формирования толерантности дошкольников:
• «Воспитание основ толерантности у дошкольников
• «Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам»
• «Дружеские отношения между мальчиками и девочками, что нужно делать, чтоб они
возникли»
• «Воспитание толерантности в семье»»
• «Права ребёнка»
Анализ проведённого анкетирования родителей показал, что:
· большинство родителей знают друзей своего ребёнка 94%;
· 100% родителей хотят, чтоб у его ребёнка были друзья;
· 28% родителей знают о детях-инвалидах, посещающих детский сад;
· 65% родителей хотят, чтоб их ребёнок подружился с ребёнком – инвалидом;
· 55% родителей считают, что дети-инвалиды должны обучаться с обычными детьми;
· 65% родителей считают, что дети-инвалиды имеют право обучаться вместе с обычными детьми;
· 90% родителей считают, что у детей нужно воспитывать толерантное отношение к людям.
ВЫВОД: Таким образом, работа по формированию основ толерантности дошкольников, ведется планомерно и систематически. В группах созданы оптимальные условия для всестороннего развития дошкольников, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий, моделей, схем.
Однако, отмечается недостаточное участие родителей в деятельности ДОУ. Мало народных костюмов.
Рекомендации:
1 Продолжить работу по толерантному воспитанию дошкольников, активно привлекать родителей к совместной деятельности используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейную педагогику). Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.
2 Запланировать проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.
Ответственные: старший воспитатель, муз.руководитель
Срок: январь
3 Пополнить сюжетно-ролевые игры элементами костюмов народов мира для практического применения детьми способов толерантного взаимодействия.
Ответственные: старший воспитатель, муз.руководитель
Срок: февраль
4 В группе «Винни-Пух» пополнить среду дидактическими играми, книгами по формированию у детей толерантного поведения. Ответственные: воспитатели Срок: декабрь