Кодекс Наполеона как фактор прогресса Германии в XIX веке

Общие положение и требования по работе по Истории России и Всеобщей истории

Требования к оформлению докладов и рефератов.

 

I. Оформление.

· Выполнено в печатном виде в формате листа А4.

· Шрифт – Times New Roman

· Размер шрифта – 12-14, межстрочный интервал – 1,5

· Поля – 25 мм слева, справа – 10 мм, снизу и сверху – по 20 мм.

· Количество страниц

· Минимально – 8 страниц, максимально – неограниченно

· Наличие ссылок, как минимум 1-2 на каждой странице, обязательно. Они могут быть постраничными, могут быть в конце листа.

· Каждый пункт озаглавлен и страницы пронумерованы.

· Если есть картинки – то это Приложение, оно идет отдельно к основной части

· Наличие титульного листа, оглавления, списка литературы в конце

· Каждая глава/пункт начинаются с новой страницы.

 

II. Содержание.

Что должно быть отражено в работе:

1) Актуальность темы

2) Проблема, которая освещается

3) Цель работы и задачи

4) Анализ источников, по которым вы работали

5) Источники – минимум 3-5 штук и это не Википедия. Это книги, фильмы, документальные или не совсем, документы, веб-сайты, форумы и пр.

6) Ссылки на источники тоже оформляются!

 

III. Образец работы (доклад, реферат) на примере моих работ, как должно что выглядеть.

 

Титульный лист делаете, как обычно для всех рефератов и докладов у других учителей, но в печатном виде.

 

1) Научные работы. До 8-10 страниц. Годятся для рефератов и докладов, а также отлично подходят для тех, кто готовится на конференции, это университетский уровень, то к чему стоит стремиться. Другой вариант будет ниже*

Образцы НК.

 

НК-1.

Кодекс Наполеона как фактор прогресса Германии в XIX веке.

Научный руководитель: к.и.н. Комплеев А.В.

Кафедра Всеобщей истории, историографии и археологии

Выполнена: Киреевой М.М., 13 ИПИ-1 3 курс

Мы знаем, что благодаря Бисмарку Германия стала сильной, великой и главное - единой. Однако чтобы стать такой, какой ее сотворил железный канцлер, Германии пришлось пройти еще несколько этапов своего развития, один из которых пришелся на Наполеоновские войны. Казалось бы, на первый взгляд, Наполеон Бонапарт не имеет никакого отношения к объединению враждебной ему Германии: обычно завоеватели всегда приносят на оккупированные земли только разруху. Но правильно ли так считать?

«Достойный враг куда лучше глупых друзей» - это как раз о проблеме влияния Наполеоновских преобразований во всё еще раздробленной Германии. Напомним, что войны Наполеона велись в интересах французской буржуазии, стремившейся закрепить свое военно-политическое и торгово-промышленное господство на континенте, оттеснив на второй план английскую буржуазию, что способствовало превращению Европы в государства, управляемые его родными, а во главе этой системы стоял бы он сам. Будучи еще Первым консулом, Наполеон провел ряд реформ во Франции, которые дали совсем скоро свои положительные результаты. Такие же реформы скоро были проведены в Германии после подписания 12 июля 1806 г. в Париже договора между Наполеоном и германскими государями и образования Рейнского союза немецких государств и ликвидации Священной Римской империи германской нации 1 августа 1806 г.

Чем же стала «Третья Германия» при Наполеоне изнутри – то есть при помощи Гражданского Кодекса? Этот свод законов, который Наполеон обсуждал много месяцев и по многим спорным вопросам выносил свое решение, заменил рыхлые формулировки революции четкими принципами разума, беспристрастно отшлифованными опытными юристами [4, с. 156]. Составленный свыше 2200 статей (включая вступление) и разделенный на 3 книги с титулами и главами, он предусматривал соблюдение каждым гражданином закона на всей территории с того момента, «который опубликование закона может стать там известным» [1, с. 1]. Очень много уделяется внимание в Первой книге Кодекса гражданским правам и обязанностям супругов в момент заключения или расторжения брака [1, с. 2-14], понятию которому тоже уделяется внимание (Титул 5), родителей по отношению к детям и наоборот, где четко указываются органы гражданского состояния. Напомним, что в Германии не было такого по двум причинам как минимум:

1. Церковь была главным органом, где заключались акты гражданского состояния

2. Ввиду раздробленности Германии, единого немецкого законодательства не существовало. Были только свои органы законодательства – местные.

Во второй книге Кодекса уделяется внимание проблеме имущества и его разделении на движимое и недвижимое, что и каким может являться то или иное имущество и кто может быть его собственником и какие права и обязанности у собственника могут быть [1, с. 14-27]. В конце книги упоминается о собственности, коммунах и их правах на землю, воду и др. [1, с. 25-27]. Напомним, что в Германии пока не было такого по двум причинам, как минимум:

1. Это наличие цеховой регламентации, препятствовавшей своими ограничениями не только в профессиональной, но и частной жизни человека.

2. И сословное деление, не позволявшее подданным немецких земель иметь те или иные права, свободы и обязанности, которые могли бы сыграть положительную роль в развитии общества.

В третьей книге Кодекса говорится о собственности и путях ее приобретения, что можно считать собственностью, и кто ее может приобрести в первую очередь и в каких случаях, при каких условиях и кто может что-то дарить или наследовать, согласно нормам завещания, а также заключать или расторгать все виды сделок и договоров, и какие могут быть те или иные последствия при их заключении или расторжении, включая ответственность за свои действия [1; 27-47]. Указывается о товариществе, ссуде, займе, кредите с кредиторами и сроке давности пользовании имуществом или еще какой-либо движимостью-недвижимостью [1; 54-58]. Уделяется отдельно внимание имуществу жены и мужа, заключению брачного договора и ответственности мужа за все имущество, которое принадлежит ему. Обратим внимание на Главы со 2 по Главу 4. В них провозглашается о свободе торговли, где всякий, «кому закон этого не запрещает, могут покупать или продавать» [1; 48] всё, «что находится в обороте, может быть продаваемо, если особые законы не воспретили отчуждения» [1; 49]. Указывается о правах и обязанностях продавца и приобретателя (покупателя) [1; 49], о гарантии на качественный товар [1;50-51] и обмене его на другой, и в каких случаях это осуществимо и какими средствами [1;51-52]. На наш взгляд, может показаться интересен Титул 8 этой же книги, где четко расписываются найм средств производства (вещей) и найм работников, где в обоих случаях составляется трудовой контракт «на срок или для выполнения определенного дела» [1; 53], который «прекращается в силу самого закона по истечении установленного времени» [1; 52], а также о правах и обязанностях наймодателя и работника, включая ответственность за определенные проступки [1; 52-54].

Напомним, что в Германии такого еще не было по следующим причинам:

1. Сословная иерархия и цеховая система препятствовали в Германии каждому любому заниматься торговлей, а значит – отсутствие гражданского общества.

2. Исходя из первого, трудовые контракты не составлялись, а значит, не прописывались права и обязанности работодателя и работника (были ученики, подмастерья и мастера)

3. Раздробленность Германии не позволяло свободной торговле на ее территории

4. Исходя из второго, Общегерманского Торгового Кодекса, который бы прописал все единые положения, которые так или иначе касаются торговли, пока еще не было.

5. Следствие этого – ничем не контролированные внутренние таможенные пошлины, что тоже составляло препятствие для развития внутренней торговли.

Такую отсталую Германию надо было поднимать на должный – качественно новый - уровень. Такая Германия не смогла бы стать помощником Наполеону в борьбе с грозным противником как Австрия и Пруссия. Наполеон, расширяя свою империю, понимал, что только единое законодательство и централизация всех частей империи, позволит ему добиться главной цели. Таким образом, Наполеон обеспечил Франции надежного союзника в противостоянии с Австрией и Пруссией. В течение трех лет в Германии под постоянным французским давлением произошел мощный эволюционный толчок в сторону централизации государственной власти и унификации политических учреждений. Наполеон открепил политическую власть от крупного землевладения и объединил мелкие феодальные княжества в более крупные государственные образования [2; 1]. Поэтому одной из целей проведения реформ в государствах Рейнского Союза – это идея создания нового государства на основе эмансипации равноправных и свободных собственников в гражданском обществе [2; 1]. Если Наполеон говорил о своем французском народе, как о единственном наследнике [4; 183], то есть – с уважением и с «чувством цивилизованного человека» (патриотизмом), желая для него всего лучшего, то по отношению к немецким землям он относился как к средству достижению цели, и ничего не испытывал, кроме прагматизма. Именно поэтому Наполеону была нужна Третья Германия – как средство.

Так чем же стала – новая «Третья Германия»? Уйдя от политической раздробленности, от господства феодально-крепостнических и ремесленно-цеховых отношений, из-за которых городское население не достигало и 25%, а в ремесле было занято лишь 4%, и внутренних таможенных границ, ограничивающих ввоз и вывоз товаров и взимания налогов за это, включая излишний бюрократизм и хаос высших органов власти и пересечения их компетенций, и в результате организации в новые административные округа, было прекращено изобилие феодальных, церковных, коммунальных, корпоративных управлений и привилегий. В процессе реформирования в новом монархически-бюрократическом государстве дворянство утратило целый ряд своих привилегий. Конечно, и освобождение крестьян не прошло без сложностей, но крепостничество, все же, было отменено. Сословно-корпоративное управление в коммунах было упразднено, общинное управление – огосударствлено, бургомистры назначались государством. Огосударствление всех общественных сфер через подчинение государству освободило личность от диктатуры государства. Это имело большое значение и стало не просто заменой одной власти на другую по двум причинам. Во-первых, новое государственное и правовое устройство в реформированных государствах Рейнского Союза увязало действия государства с законами и правовыми процессами. Во-вторых, равенство подданных перед законом, равенство налогообложения, равенство при получении должностей, гарантии безопасности и собственности должны были, в принципе, действовать для каждого. Между общинами и министерскими учреждениями созданы низшие и средние уровни. Юстиция и управление были на уровне высших и средних органов и отделены друг от друга. Осуществлялись единое государственное регулирование и надзор за общественными делами. Права и обязанности нового государства, чиновников были четко регламентированы. Изменилось взаимоотношение правительства и монарха: кабинетная система была упразднена, роль безответственных советников монарха существенно ограничена. Государство стало государством по существу - централизованным, единым, секуляризованным и бюрократическим. Теоретически такое модернизированное государство является государством закона, безопасность, собственность и равенство перед законом в котором гарантируются абсолютно каждому [2; 3]. Именно такое государство могло стать помощником Наполеона.

Революционные реформы для Германии! Как отнеслись немцы к таким революционным реформам и новому облику своего Отечества? В зависимости от сословной принадлежности и политических позиций, немцы в разные периоды неоднозначно относились к Бонапарту: одни преклонялись перед ним, другие ненавидели его. Почему так? Основная причина состояла в том, что с его приходом произошли радикальные, во многом прогрессивные изменения в их жизни. Действительно, идеалы свободы, равенства, демократии и республики воодушевили множество немцев, породив у них радужные надежды. При Наполеоне стали исчезать раздробленность и разобщённость страны, сословные привилегии, дискриминация по социальным, этническим и религиозным признакам. Крестьяне избавлялись от рудиментов крепостной зависимости, бюргеры – от господства городского патрициата, ремесленники – от цеховых ограничений, мелкие дворяне – от произвола крупных феодалов. [3;2] Сражаясь вместе с Францией против её врагов, они избавлялись от взаимного отчуждения и внутренних раздоров, приучались к солидарности и взаимопомощи. Немцы вздохнули свободно от своих же устарелых и тяжелых оков, которые им мешали на протяжении многих сотен лет…

Как бы выглядела новая Германия, не будь Наполеона на страницах ее истории? Возможно, мы преувеличиваем роль личности в историческом процессе. Но Германии нужен был этот толчок, хотя бы снаружи, хотя бы не её сыном, хотя бы не из чувства долга, любви и ответственностью перед ней – пусть врагом и из корыстных и амбициозных целей и побуждений! Старая Европа нуждалась в Наполеоне, и больше всех, по нашему мнению, в нем нуждалась Германия. У немцев начало возрождаться чувство коллективного «мы», понимание общности своей культуры, языка, истории.«Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги», как сказал Ф. Кафка, но тут канцелярская бумага освободила нацию и дала возможность развиваться ей. «Моя истинная слава не в том, что я выиграл 40 сражений: одно Ватерлоо зачеркнуло их все. То, что будет жить вечно, — это мой гражданский кодекс». И его создатель оказался прав: в большинстве германских государств и после низложения Наполеона его основные преобразования сохранились.

Источники и список литературы

1. Французский гражданский кодекс 1804 г. С позднейшими изменениями на 1939 г. / Перевод И. С. Перетерского. М., 1941.

 

2. Александров А.А. Рейнский союз – аспекты политико-государственной эволюции/ Александров А.А. [Электронный ресурс] // Ярославский Педагогический вестник: научный журнал. - 2009, - №19 Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/istoriya/37_3/ (5.10.2015)

 

3. Шимановский Д. Наполеон I и немцы / Давид Шимановский [Электронный ресурс] // Русская Германия. -2015. - № 24. Режим доступа: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=16233 (6.10.2015)

4. Э. Людвиг. Наполеон. – М.: Вагриус, 1998. - 591 с.

 

 

НК-2.

Киреева М.М.

 

Пропагандистские фильмы нацистской Германии 1933-1941 гг. как фактор воздействия на формирование негативного образа СССР-России

 

Научный руководитель: д.и.н., профессор В.И. Шувалов

Кафедра: «Всеобщая история

и обществознание»

Для формирования образа врага и распро­странения его в германском обществе исполь­зовались различные средства передачи ин­формации, в том числе радио и кино, кото­рое с 1933 г. находилось под контролем «Рейхскинокамер» (Reichskinokammer) — го­сударственного органа по управлению кино­производством. Путем тенденциозного монтажа от­дельных, иногда к большому сожалению – правдивых, кадров о жизни в Советском Союзе немецкому зрителю пре­подносили визуальное изображение большеви­стского врага и доблестного немецкого героя, ведущего борьбу с ним. При этом для прини­жения образа русского человека на киноплен­ке часто были запечатлены люди с физичес­кими недостатками. Застарелые предрассудки и явно скуд­ные знания о реальной России, идеологичес­кая ограниченность и политический прагма­тизм являлись основными характеристиками нацистского образа России и русских. Основ­ными средствами воздействия на формирова­ние таких представлений в обществе являлись убеждения немецких граждан в необходимос­ти использования богатых русских ресурсов для преодоления экономического кризиса, развития Германии и обогащения всех нем­цев: «Когда Урал с его нескончаемыми полезными ископаемыми, Сибирь с ее богаты­ми лесами и Украина с бескрайними плодо­родными землями будут лежать под Германи­ей, то ни один немец не будет больше нуж­даться ни в чем» (выступление Адольфа Гитлера в Мюнхене в 1936 г.) [1]

Нацистская пропаганда, затронувшая прак­тически все сферы общественной жизни Гер­мании, не обошла стороной и немецкие шко­лы, как писали мы выше и для чего это делалось. Одним из важнейших направлений в образовании были изучение расовой теории, воспитание у немецкой молодежи жесткого и выдержанного «нордического» характера и стойкого нордического, «арий­ского» духа. Немецкой про­пагандой широко использовались ассоциатив­ные образы, с помощью которых изобража­лась Советская Россия. В целях формирова­ния образа врага в лице русского народа и для борьбы с идеями большевизма в Герма­нии активно муссировались такие понятия, как «большевизм — это русское, а значит, и азиатское изобретение. Его рас­пространению следует препятствовать кроме всего прочего еще и потому, что он являет­ся в большей степени механизмом и оружи­ем евреев» или «русские — это смесь северного характера и монгольско-ази­атских инстинктов. Такой гибрид является инструментом в руках еврейской диктатуры».

Если классифицировать по выше указанному принципу – «немецкий дух, антисемитизм = антикоммунизм, антирусские настроения», то можно рассмотреть следующие фильмы по своим доминирующим направленностям.

Часть фильмов направлены как раз в первую очередь на переориентацию сознания от социал-демократических и коммунистических воззрений на национал-социалистические, где национал-социалисты представлены как борцы за Германию и народ, которому они дадут те лучшие нравы, которые были когда-то в истории немцев, особенно при Фридрихе Великом, которые по их мнению, пытались искоренить большевики. Особое внимание может занимать фильм «Штурмовик Брандт», где указываются сразу все три выше указанных параметра, точнее – по большей части два последних, указывая на связь Москвы с Рот Фронтом и местными еврейским руководителем завода. («Победа веры», «Ханс Вестмар – один из многих», «Штурмовик Брандт», «Лейтенский хорал»- 1933 год).

Следующие фильмы (особенно оба первые ниже) направлены на первую составляющую – немецкий дух, где демонстрировался принцип слепого подчинения лидеру, дисциплине, выручке, поднятию духа и гордости за красоту своей Родины, с «позитивной точки зрения» пропагандистской задачи преподнесена идея армии и армейских принципов взаимодействия. Последний фильм – на ненависть к России и антибольшевизм, где прямым «текстом» указывается на так называемый принцип «осквернение расы» - на потомков смешанных браков между немцами и русскими, считая их неполноценными. («Der alte und der junge König» (Старый и молодой король), «Триумф воли», «Бедствие фризов» или «Деревня в красном штурме»- 1935 год)

Следующие кинофильмы, по большей части, более спокойны, хотя не утратили своей позиции «Немецкий дух, антикоммунизм = антисемитизм, антирусские позиции». По большей части они повествуют о событиях недавнего прошлого Германии – о Первой Мировой войне или о мирном времени, и идут на скорее «перезагрузку» «немецкого духа» и антибольшевизма. (Фильмы 1937-1939 гг. «Операция «Михаэль», «Отпуск на честное слово», «К новым берегам»).

После острой пропагандистской конфронта­ции между национал-социализмом и больше­визмом в годы Гражданской войны в Испании и открытой милитаризации в Германии насту­пает период относительной стабилизации и сдержанности в отношениях между Германией и СССР. После подписа­ния пакта о ненападении 23 августа 1939 г. и наступления периода, так называемой, «дружбы» между СССР и Германией в 1939—1941 гг. в гер­манском обществе была несколько приглуше­на антисоветская и антирусская пропаганда, ввиду цели усыпление бдительности главного врага накануне под­готовки военной кампании против Советско­го Союза.

Особенно первые три фильма подряд, предложенные ниже, имеют антисемитскую, антибольшевистскую и антибританскую направленность. С усилением Германии на внешнеполитической арене и ее намеренность планам двигаться на Восток эти фильмы были созданы с целью усиления ненависти и беспощадности населения к евреям и врагам Германии и подготовки населения новому этапу войны вообще. В обязательном порядке они транслировались на оккупированных территориях на культурно-развлекательных программах солдат и офицеров Вермахта, а также для подразделений СС. Касательно последнего фильма – он имеет в своем роде чисто антирусскую направленность, где, переделав произведение Пушкина «Станционный смотритель», русская девушка Дуня изображается коварной обольстительницей и хищницей за богатством состоятельных мужчин. Обратим внимание на то, что мы говорили раньше о слиянии русского и антибольшевистского (антисемитского) – чем ближе мы подходим к июню 1941, то тем больше заметим выпуск такого рода фильмов. («Вечный жид», «Ротшильды», «Еврей Зюсс», «Почтмейстер» - 1940 год).

Следующие фильмы, выпущенные уже в 1941 году, обратим внимание на первые четыре, указанных ниже, имеют уже антибританско-антипольскую направленность, особенно после неудачных договоренностей Гитлера с Великобританией, была увеличена трансляция этой позиции. В первую очередь, фильмы делают упор все на тот же «немецкий арийский дух», в уже исторической ретроспективе. В этот период начинается становление исторических фильмов и драм, которые больше склоняют население к собственной истории и идентичности, только в отрицательную сторону. Интересен по-своему фильм «Карл Петерс», где на первый взгляд и имеется действительно антибританская направленность. Но обратим внимание на дату выпуска – конец марта 1941 года, ровно за три месяца до начала Великой Отечественной войны. На первом фоне – антибританская направленность, на деле же за этим фоном – колонизация диких варваров, которые живут на Востоке. И тут снова между строк читается «антирусская направленность», хотя и не сразу об этом можно догадаться. Последний фильм, вышедший спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны, говорит о подвигах немецких летчиков, которые быстро завоюют воздушное пространство врага, - снова «немецкий дух». («Моя жизнь за Ирландию», «Возвращение домой», «Карл Петерс», «Дядя Крюгер», «Штуки» - 1941год).

Отдельно можно добавить сюда «Немецкое еженедельное обозрение»[3], начавшее свою работу в 1940 году, где так же была усилена роль пропаганды национал-социализма, как и на фронтах, так и на территории самой Германии с целью освещению военных действий немецких войск, особенно на Восточном фронте. В передачах использовались характерные пропагандистские клише, ставшими со временем навязчивыми. Так, почти в каждом выпуске, посвящённом восточной кампании, говорили подобие «вот так живут рабочие и крестьяне в большевистском раю» и сопровождались эти слова сценами бедно одетых жителей, видами землянок и бараков, кадрами разрушений. При изображении советских военнопленных обычно выбирались лица азиатской или еврейской внешности. Просуществовало это обозрение до конца марта 1945 года.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что механизм воздействия на людей нацисткой пропаганды был достаточно интенсивным и мощным. Именно фактор идеологического поля, пропитанный ненавистью и жестокостью к другим людям, оказался сильнее даже инстинкта самосохранения-сопротивления у основной массы населения Германии.

 

Используемая литература и источники

1. С. Медведев О формировании образа России в Германии накануне Великой Отечественной войны / Перспективы – сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=54795 (дата обращения: 20.10.2016)

2. Кинофильмы:

· Штурмовик Брандт [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/71916/ (дата обращения 20. 10. 2016).

· Победа веры [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/39427/ (дата обращения 20. 10. 2016)

· Лейтенский хорал [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/71742/ (дата обращения 20. 10. 2016)

· Триумф воли [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/39426/ (дата обращения: 21. 10. 2016)

· Еврей Зюсс [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/27491/ (дата обращения: 21. 10. 2016)

· Вечный жид [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/72816/ (дата обращения: 21. 10. 2016)

· Почтмейстер [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/35481/ (дата обращения: 21. 10. 2016)

· Карл Петерс [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/82903/ (дата обращения: 21. 10. 2016)

3. Немецкое еженедельное обозрение / Кино [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultin.ru/films-nemeckoe-ezhenedelnoe-obozrenie (дата обращения 20.10. 2016)

 

 

НК-3.

Киреева М.М.

 

Перспективы «духа Рапалло»: советско-германские отношения в 1920-начала 30-х гг.

 

Научный руководитель: д.и.н., профессор О.А. Сухова

Кафедра: «История России, краеведение

и методика преподавания истории»

Рапалльский договор был подписан между РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) и Германией 16 апреля 1922 года, затем опубликован в советской газете «Известия» 10 мая. [1;3]. Этому подписанию способствовала Версальско-Вашингтонская система, которая намеренно сделала Германию и Россию изгоями на международной арене. Именно реализм, проявленный В.И. Лениным (Ульяновым) и напористость Г.В. Чичерина позволила заключить выгодный и для России, и для Германии договор. Результатом ночного «пижамного совещания», в ходе которого немецкая сторона обсудила советские тезисы, стало подписанием договора. Это явилось для стран Антанты неприятным, хотя и вполне ожидаемым сюрпризом. Договор позволил выйти из внешнеполитической изоляции, наладить хозяйственное сотрудничество между РСФСР и Германией. Одновременно документ вошел в мировую историю, как равноправный. Он стал образцом, закрепив те основания, на которых в идеале должны быть построены международные отношения. Подписание документа ввело в международное сообщество такое словосочетание как «Дух Рапалло». Договор в Рапалло положил долгому сотрудничеству.

Многие ученые, историки того времени изучали возможность создания Оси: Берлин-Москва-Токио, где не последнюю роль отдавали очень близкому сотрудничеству Германии и России, что именно этот союз будет самым сильным, нужным всему остальному миру в построении социализма в противовес влиянию стран США и Великобритании. В ученом мире образ России был на достаточно высоком, позитивном уровне, несмотря на обличение недостатков или особенностей развития России как государства, народа. Уже через 4 дня, 22 апреля по призыву КПГ, после подписания Рапалльского договора в Берлине в Люстгартене состоялся митинг. Свыше 150 тысяч рабочих - коммунистов, часть социал-демократов и беспартийных - демонстрировали под лозунгами борьбы против наступления капитала, за единый фронт и за помощь Советской России. «Немецкий рабочий класс должен сделать всё, - говорил на этом митинге Вильгельм Пик, - для того, чтобы вдохнуть жизнь в этот бумажный договор. Это означает, что в профсоюзах и на предприятиях нужно добиваться того, чтобы России действительно была оказана хозяйственная помощь». Отношение социал-демократической партии Германии (СДПГ) к Рапалльскому договору и ко всей «политике Рапалло» было предопределено общими идеологическими и политическими установками этой партии. [2; 92]. И в советской среде – трудящихся, ученых, были не менее рады данному обстоятельству. Как сам писал в книге «Моя борьба» Адольф Гитлер, что простая общественность в его стране настроена на тот же союз, как и когда-то был с Бисмарком [3;139], собственно, о чем мы и говорили выше об оси «Москва-Токио-Берлин», и учитывая характер его книги, мы также снова можем заметить, что сверху до низу шла борьба за влияние над умами людей в своем государстве.

Однако, несмотря на очевидную выгоду Рапалльского договора для Германии, ее правящая верхушка выразила недовольство «просоветской» политикой правительства Вирта. Магнаты тя­желой промышленности, которые по сути руководили внутренней ситуацией в Германии, выступая в тесном контакте с американским финансовым капиталом, заявили решительный протест против политики соглашения с Советской Россией. Руководство СДПГ поддер­жало антисоветскую линию реакционных кругов монополи­стической буржуазии и юнкерства, выступив за внешнеполи­тическую ориентацию на США и Англию. Поддерживаемые силами германской и международной реакции, белогвардейские формирования усилили жестокие преследования всех, кто выступал за сближение с Советской Россией, против реваншистских планов и против удушения демократических сил в Германии. 24 июня 1922 г. члены тер­рористической организации «Консул» убили министра ино­странных дел Вальтера Ратенау, являвшегося сторонником установления экономических связей с СССР. [4;3]. Уже тогда были те, кому невыгодны были эти отношения.

Открытый этап борьбы и формирования нового образа России в немецком обществе начался с 1925-26 года, когда спустя три года, после провала Пивного путча 1923 года, вышла в свет книга Адольфа Гитлера «Моя борьба», где в открытую провозглашается вектор направления против Москвы и большевиков с частью социалистов. По началу реакция общества становится резко негативной, и несмотря на то, что в 1923 году у них были шансы убрать Республику, вообще в народе идеи шовинизма и национал-социализма в том виде, в каком мы себе представляем, не имели такого пика популярности, как кажется на первый взгляд, на что указывает в «Хотел ли Гитлер войны. Беседах со Штрассером» Рид Дуглас, где Отто Штрассер и сам автор говорят о низком рейтинге популярности Адольфа Гитлера и его партии, которая периодически находилась в кризисе и угрозе развала. И чем больше было промахов и просчетов в политике руководства Веймарской республики, тем больше было воздействия различных средств и способов противопоставить немецкий народ уже советскому или же наоборот сплотить два разных народа. И в этот момент, начиная с 1926-1930 гг., рейтинг национал-социализма начинает возрастать, хотя и не сразу, если учесть статистику выборов на 1928 год, где национал-социалисты набрали едва чуть больше 2%. [5; 21] Однако, рабочее движение, каким оно не было расколотым, старалось бороться изо всех сил, чтобы избежать войны, и чем ближе история приближалась к началу 30-х годов, тем интеллектуалы рабочего движения все тверже и ясней понимали угрозу от национал-социалистов. Они понимали, что за идеями, который декларирует Гитлер, играет на руку промышленникам тяжелым военным предприятиям, стоит угроза всему миру, который может погибнуть от войны, что в первую очередь касалось и Германии, и России. Понимая, что скорее Гитлер говорит не свои идеи, а сколько раскрывает идеи тех военно-реакционных и промышленных кругов, которые помогут ему придти к власти, рабочие усиленно работали над общественным сознанием своих сограждан, чтобы уберечь их от ошибки. В борьбе за мир были в ход шли все средства, какие только были.

В 1929 г. мировая экономика подверглась удару «Великой Депрессии». Для германской экономики, насыщенной американскими долларами благодаря плану Дауэса, кризис обернулся катастрофой гиперинфляции. Тяжелая обстановка потребовала сокращения всех статей государственных расходов, в том числе - военного бюджета. В то же время, внешнеполитический курс Германии, все более клонился в сторону от своего бывшего союзника. Постепенный отход Веймарской республики от принципов Рапалло становился все более явным фактором международной политики. [6;10]А вместе с этим – уход от создания условий мирного существования с Россией, как в тот момент у нас с середины 20-х годов тоже велась полемика по преобразованию роли партий, профсоюзов, где образовывались различные рабочие группировки, в ходе полемики которых потом ликвидировали. Добавим также, что мы сами стали отказываться от демократических традиций, и допустили ошибку как отказ от сотрудничества со всем левым движением как у себя в стране, так и в Германии.

Союз был многообещающим, но и не долговечным, и это надо было нам признать изначально и сразу начинать было готовиться к грамотному выходу из союза с Германией, который прошел бы безболезненно для обеих сторон.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1) А. Пучков Рапалльский договор 1922 года: причины и последствия /Статьи за 2016 год // Образовательный портал Андрея Пучкова [Электронный ресурс]. URL: http://ege59.ru/2016/05/11/rapallskij-dogovor-1922-goda-prichiny-i-posledstviya/ (дата обращения 15.10.2016)

2) А. Корсунский Рапалльский договор и немецкая социал-демократия / Вопросы истории, № 8, Август 1950, C. 91-101 [Электронный ресурс] URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/Рапалльский-договор-и-немецкая-социал-демократия (дата обращения 16. 10.2016)

3) Адольф Гитлер Моя борьба / Глава XIV Восточная ориентация или восточная политика, - с. 139. – Издательство Франц Эйер Ферлаг, 1925 г.

4) Родин С. Рапалльский договор / Воссоединение Германии // История Германии [Электронный ресурс]. URL: http://historyofgermany.ru/rapallskij-dogovor/ (дата обращения 25.10.2016)

5) Николай Егоров Как это было в Германии в 1933 году! / Макспарк – социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: http://maxpark.com/community/13/content/3135334 (дата обращения 17. 11. 2016)

6) Малин Д. Советско-германские отношения 1920-1930 гг. / Раздел-История // Биофайл – научно-информационный журнал [Электронный ресурс]. URL:http://biofile.ru/his/30886.html (дата обращения: 13.10.2016)

 

 

2) Реферат попроще, не подходит только на научные конференции.

Титульный лист оформляете так же, как и выше варианты. + образец оглавления для всех рефератов и докладов. (см. ниже).

 


 

Оглавление

Введение. 2

Глобализация: цель, направление и влияние на образование. 3

Сущность глобализации. 3

Влияние глобализации на образование в современном мире. 4

Болонский процесс и Россия: проблемы модернизации образования и интеграции 6

Болонская декларация, ее цель, основные положения. 6

Россия в Болонском процессе: преимущества и недостатки. 8

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 15


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что глобализация - важная проблема для высшего образования, т.к. от прогрессивного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит сама модель будущей системы национального образования и уровень квалификации трудовых ресурсов.

В развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта – в связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, чтобы сделать российское высшее образование более конкурентоспособным.

Объект исследования – глобализационные процессы в мире.

Предмет исследования – влияние глобализации на образовательный процесс, в качестве примера – Болонский процесс.

Цель работы – выявить, каким образом глобализация способствует унификации образовательных стандартов в мире. Цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

1) рассмотреть сущность глобализационного процесса и его свойства;

2) проанализировать Болонский процесс как пример глобализации образования;

3) определить отношение Российской Федерации к Болонской Декларации;

4) найти преимущества и недостатки Болонского процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: