ФИЛОСОФИЯ
Направление:
Челябинск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Философия» относится к базовой части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы.
Если раньше приобщение студента к философской культуре осуществлялось в строго очерченных рамках материалистического монизма,
что значительно упрощало и «облегчало» освоение культурного пространства. В настоящее время в отечественной философии господствует дух плюрализма, что ставит современного студента в весьма затруднительную ситуацию. В этой связи нами определяются следующие методологические установки курса:
философскую компетентность личности неверно определять исходя лишь из внешних признаков ее образованности, информированности в данной предметной области; предпосылкой философской компетентности является внутренний потенциал личности, интенция ее самосознания;
настоящая философия зарождается в поиске самого главного, основы основ в различных явлениях культуры; ее формы, естественно, многообразные;
проникновение в философскую проблематику начинается с любого вопроса; приглашением к философскому осмыслению различных явлений культуры может быть изучение первоисточников;
формировать философскую компетентность позволяет рефлексия личного жизненного опыта; механизм обоснования тех или иных идей, философских понятий осуществляется путем воспроизведения наиболее типичных для человека, обыденных жизненных ситуаций;
мобилизовать творческий потенциал личности может проблемное обучение, обучение, ориентированное на нестандартные ситуации, когда студент в полной мере проявляет свои рефлексивные способности;
общая структура используемого нами метода такова: от любого вопроса – к философской проблеме; от предчувствия границ своего опыта – к пониманию собственных рефлексивных возможностей.
Изучение философии ни в коем случае нельзя противопоставлять изучению других, в частности специальных, дисциплин. Наоборот, философские знания, умения и навыки должны играть основополагающую роль в совершенствовании мастерства в избранной профессии. Здесь нельзя руководствоваться принципом: «умно работать – значит уметь философствовать»; нужно руководствоваться принципом: «уметь философствовать, для того, чтобы умно работать».
Цель учебной дисциплины «Философия» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);
способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5).
Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:
знать:
1) особенности развития мировой философии культурно-исторических эпох;
2) основы теоретической философии;
3) основы прикладной философии;
уметь:
1) выявлять философский смысл различных универсалий культуры;
2) философски осмысливать вопросы, задачи, проблемы, определять их мировоззренческое значение;
владеть:
1) первичными навыками воспроизводящей философской рефлексии;
2) первичными навыками производящей философской рефлексии.
Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «Философия» представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | ОК-1 | З.1 | У.1 | В.1 |
2. | ОК-4 | З.2 | У.2 | В.1 |
3. | ОК-5 | З.3 | У.2 | В.2 |