А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи» (1850 — I860)

Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй — более старшим, воспитанницам институтов благородных девиц.

Основной тон журналов был сентиментальным.

Тематика: религия, благоговение перед царем, семья.

Конец 50-х годов — эпоха расцвета «детской» журналистики.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, который привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича.

Позже в Петербурге появляется непривычный журнал— «Калейдоскоп». Новизна его усматривалась уже в подзаголовке: «Еженедельная газета для русских детей среднего возраста».

Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) совпало со временем общественного подъема в канун «великих реформ».

Его главной задачей стало приближение содержания журнала к действительности.

В основе – отклик на происходящие события.

Ведущие жанры: очерки о народностях страны, о быте населения окраин России; хроники, разделы которых именовались то «Мозаикой», то «Вестовщиком», то «Новостями и мелочами».

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения:

-она получила широкое распространение по всей стране;

-некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий;

-все чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги.

При этом предреволюционное время оставило свои отпечатки на страницах периодических изданий того времени:

- появляетсяжанр социального очерка о жизни бедных слоев населения;

- приобретают популярность публикации о политических событиях, комментарии к ним.

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906).

Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию».

Жанры: рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи.

Опыт «Детского чтения» впоследствии широко использовали издатели «Родника» (1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908), «Маяка» (1909-1918) и др.

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей.

До 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов.

Продолжительное время выходил и журнал М. Вольфа «Задушевное слово» (1877—1917).

Разделы журнала:

- для детей младшего возраста (5—8 лет),

- для детей среднего возраста (8—12 лет),

- для детей старшего возраста (старше 12 лет),

- семейное чтение для взрослых.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: « Светлячок» (1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909).

Жанры: рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя, ребусы, шарады, головоломки, фокусы

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал «Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева.

С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 — 1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких.

В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый школьный день», «Леля и я»), Демьян Бедный и др.

В 20—30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача формирования мировоззрения человека нового советского типа.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов.

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения.

Самые популярные журналы издавались в Ленинграде - «Еж» (1928— 1935) и «Чиж» (1930—1941)

Авторский состав журналов определился в 1924 г. по инициативе К. И. Чуковского и С.Я. Маршака.

Особую популярность в этих журналах приобретают писатели – «обэриуты»: Д. Хармс, А. Введенский, В. Хлебников.

Впоследствии главными редакторами «Ежемесячного журнала» стали Николай Олейников и Евгений Шварц.

Первый номер журнала «Еж» появился в феврале 1928 г. С самого начала своей деятельности редакция выработала привычку говорить со своими читателями как с равными: непринужденно и весело, без скучных нравоучений. Особое влияние на развитие журнала имел Д. Хармс, С. Маршак, К.И. Чуковский.

С 1928 г. журнал начинает публикацию серии остросюжетных и веселых репортажей о приключениях Макара Свирепого

(плод фантазии Николая Олейникова).

Работа в них писателей- «обэриутов» привлекала много жесткой критики в адрес этих журналов.

В 1931—1932 гг. детские газеты и журналы публиковали в основном материалы, связанные с развитием промышленности и сельского хозяйства, а также посвященные различным политическим событиям в мире.

О собственно детской тематике материалов было забыто.

В январе 1930 г. вышел первый номер детского журнала «Чиж» ???, адресованный читателям младшего возраста.

Первоначально он выходил как приложение к «Ежу», но затем приобрел статус самостоятельного издания.

«Чрезвычайно Интересный Журнал»

С 1932—1937 гг. редакцией «Чижа» заведовала Нина Владимировна Гернет.

В 1933—1934 гг. «Чижу» и «Ежу» удалось возродить традиции «веселых» журналов, основанных навеселом содружестве писателей и художников.

Главные принципы работы данных журналов:

-простота и доступность подачи материала;

-неожиданный подход к раскрытию темы;

-юмористический взгляд на мир;

-совпадение техники графического иллюстрирования журналов с той, в которой работают сами дети;

-использование системы наклонного и вертикального расположения строк, разных цветов, размера и начертания букв (для активизации мышления и восприятия ребенка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: